«В гостях у Василисы»
(ознакомление с окружающим миром – экскурсия в мини-музей «Русская изба»)
Цель:
- Формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (самовар, печь, ухват, чугун, половик, лоскутное одеяло и др.).
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Материал:
- аудиозапись русской народной музыки;
- костюм в русском народном стиле
- муляжи пирожков.
Ход занятия
Встречаю детей у входа в мини-музей «Русская изба» в русском народном сарафане и кокошнике.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. А зовут меня хозяюшка Василиса. Живу я в старинной избе. Что такое изба?
- Это дом, построенный из брёвен. Милости прошу в избу. Походите, гости дорогие. Вот в этой избе я и живу. Всё здесь, конечно, не похоже на обстановку в ваших домах. Всеми предметами, которые вы здесь видите, пользовались очень давно.
Дети вместе с хозяйкой рассматривают предметы обихода. Обращаю внимание детей на лежащий на полу половик.
- Ребята, вы знаете, что это лежит на полу?
- Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком или ткали на специальных деревянных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый. Как вы думаете, а для чего использовали половики?
- Правильно, их стелили около кроватей, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.
Показываю лоскутное одеяло.
- А что это такое?
- Правильно, это одеяло. А чем оно необычно?
- Оно сшито из маленьких лоскутков, поэтому называется лоскутным.
Обращаю внимание детей на макет печки.
- Ну, а самая главная в избе была печка. Её ласково называли кормилицей, барыней. Как вы думаете, почему печь была главная в избе?
- В ней и кушать готовили, она и дом согревала, и от болезней всех лечила, на ней и спали, и одежду сушили.
- А в чём же раньше еду готовили, кастрюль-то в то время не было?
- Раньше готовили в чугунке (показываю чугунок). Ставили его в печку при помощи ухвата (показываю ухват).
- Посмотрите, как это делали (показываю, как чугунок при помощи ухвата ставили в печь). Ухват всегда стоял около печи.
- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Вот и я, ребята, уже самовар поставила, хочу угостить вас чаем с пирогами. А пока пироги в печи пекутся да самовар греется давайте поиграем в игру «Каравай»:
Как на Василисины именины
Испекли мы каравай,
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай.
- Я люблю, конечно, всех,
Ну а больше всех…
Под русскую народную музыку дети выполняют танцевальные движения. После игры приглашаю детей к столу:
- Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Пятьдесят пирогов –
Не найти едоков.
Хозяйку потешьте –
Пирогов моих поешьте,
Угощайтесь, гости дорогие,
На здоровье пейте, ешьте.
Играем в игру «Чаепитие».
- Ребята, вам понравилось в моей избе?
- Ещё придёте?
- Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
После этих слов дети прощаются с хозяюшкой Василисой и уходят в группу.