Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Мокеевский детский сад

«В гостях у Василисы»

(ознакомление с окружающим миром – экскурсия в мини-музей «Русская изба»)

Цель:

  • Формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (самовар, печь, ухват, чугун, половик, лоскутное одеяло и др.).
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Материал:

  • аудиозапись русской народной музыки;
  • костюм в русском народном стиле
  • муляжи пирожков.

Ход занятия

Встречаю детей у входа в мини-музей «Русская изба» в русском народном сарафане и кокошнике.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. А зовут меня хозяюшка Василиса. Живу я в старинной избе. Что такое изба?

- Это дом, построенный из брёвен. Милости прошу в избу. Походите, гости дорогие. Вот в этой избе я и живу. Всё здесь, конечно, не похоже на обстановку в ваших домах. Всеми предметами, которые вы здесь видите, пользовались очень давно.

Дети вместе с хозяйкой рассматривают предметы обихода. Обращаю внимание детей на лежащий на полу половик.

- Ребята, вы знаете, что это лежит на полу?

- Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком или ткали на специальных деревянных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый. Как вы думаете, а для чего использовали половики?

- Правильно, их стелили около кроватей, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

Показываю лоскутное одеяло.

- А что это такое?

- Правильно, это одеяло. А чем оно необычно?

- Оно сшито из маленьких лоскутков, поэтому называется лоскутным.

Обращаю внимание детей на макет печки.

- Ну, а самая главная в избе была печка. Её ласково называли кормилицей, барыней. Как вы думаете, почему печь была главная в избе?

- В ней и кушать готовили, она и дом согревала, и от болезней всех лечила, на ней и спали, и одежду сушили.

- А в чём же раньше еду готовили, кастрюль-то в то время не было?

- Раньше готовили в чугунке (показываю чугунок). Ставили его в печку при помощи ухвата (показываю ухват).

- Посмотрите, как это делали (показываю, как чугунок при помощи ухвата ставили в печь). Ухват всегда стоял около печи.

- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Вот и я, ребята, уже самовар поставила, хочу угостить вас чаем с пирогами. А пока пироги в печи пекутся да самовар греется давайте поиграем в игру «Каравай»:

Как на Василисины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

- Я люблю, конечно, всех,

Ну а больше всех…

Под русскую народную музыку дети выполняют танцевальные движения. После игры приглашаю детей к столу:

- Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Пятьдесят пирогов –

Не найти едоков.

Хозяйку потешьте –

Пирогов моих поешьте,

Угощайтесь, гости дорогие,

На здоровье пейте, ешьте.

Играем в игру «Чаепитие».

- Ребята, вам понравилось в моей избе?

- Ещё придёте?

- Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живёт русская душа!

После этих слов дети прощаются с хозяюшкой Василисой и уходят в группу.

В гостях у Василисы В гостях у Василисы В гостях у Василисы В гостях у Василисы

В гостях у Василисы В гостях у Василисы В гостях у Василисы В гостях у Василисы

В гостях у Василисы В гостях у Василисы