Тема проекта: Батюшка Самовар

Вид проекта:  познавательно-творческий

Продолжительность:  краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта:  дети младшей, средней групп, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников

Актуальность:
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще – область прошлого. Но, как ни странно, они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Цель:

  • расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.

Задачи:

  • познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения;
  • развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки;
  • обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.);
  • развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа;
  • формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
  • побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития;
  • воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  • воспитывать уважение к предметам старины.

Предполагаемый результат:

  • У детей сформированы элементарные знания о народных традициях.
  • Дети заинтересованы темой о самоваре, проявляют познавательную активность.
  • Дети участвуют в презентации проекта, где применяют имеющиеся знания о народных традициях, о самоваре.
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Продукт проектной деятельности:

  • Альбом «Русский самовар».

План реализации проекта
I этап – подготовительный

  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка конспектов занятий.
  • Подбор игр по теме.
  • Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
  • Сбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички).
  • Подготовка презентаций для родителей и детей.
  • Подготовка ТСО.
  • Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «Батюшка Самовар»
  • Подготовка консультаций для педагогов и родителей, папок-передвижек для родителей.

II этап – познавательно-творческий
Работа с детьми:

  • НОД «Знакомство с самоваром» (ознакомление с окружающим миром).
  • НОД «Бусы для самовара» (изобразительная деятельность – лепка).
  • НОД «Крендельки для Мухи-Цокотухи» (изобразительная деятельность – лепка).
  • НОД «Чашечка» (изобразительная деятельность – лепка).
  • НОД «Самовар» (изобразительная деятельность – рисование).
  • Рисование «Конфеты».
  • Аппликация семенами «Узор на тарелочке».
  • Пальчиковые игры «Чайничек», «Пирог», «Пирожки», «Идём в гости», «Помощники».
  • Артикуляционные игры «Самовар», «Чашечка», Чаепитие».
  • Сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Чаепитие».
  • Дидактические игры «Кухонная утварь», «Накроем на стол».
  • Дыхательное упражнение «Чайничек».
  • Физкульминутки «Посуда», «Чайник», «Пирог», «Чайная ложка».
  • Настольный кукольный театр «Муха-Цокотуха».
  • Коллективная работа «Весёлое чаепитие».
  • Рассматривание картин, иллюстраций, изображающих чаепитие, различные виды и формы самоваров.
  • Просмотр презентации «Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции».
  • Чтение: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар».
  • Прослушивание мелодий: «Пых-пых, самовар», «Барыня – Самовар», «Самовар», «Русский самовар», «Тульское чаепитие».

 Работа с родителями:

  • Папка-передвижка «Самовар».
  • Консультация «Роль русской традиционной культуры в детском воспитании».

Работа с педагогами:

  • Создание альбома «Русский самовар».
  • Консультация «Приобщение детей к народным традициям».

III этап – заключительный

  • Совместное с родителями развлечение «Самовар кипит, уходить не велит».
  • Презентация альбома «Русский самовар».
  • Презентация проекта «Батюшка Самовар».

Вывод:
Проект «Батюшка Самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стало совместное с родителями развлечение «Самовар кипит, уходить не велит». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

Используемая литература:

  • Комарова Т.С. – Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  • Шанина С.А., Гаврилова А.С. – Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. (Готовимся к школе). – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.
  • Лещинская В.В., Иевлев А.И. – Развивающие игры с детьми до 3-х лет. (Серия: «Домашняя библиотека»). – ООО «Аделант», 2010.
  • Коваленко З.Д. – Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  • Стефанова Н.Л. – Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2014.
  • Новиковская О.А. – Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.
  • Интернет-ресурсы.
Страница обновлена 05.08.2019