Тема проекта: Батюшка Самовар
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: дети младшей, средней групп, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников
Актуальность:
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще – область прошлого. Но, как ни странно, они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.
Цель:
- расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения;
- развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки;
- обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.);
- развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
- побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития;
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- воспитывать уважение к предметам старины.
Предполагаемый результат:
- У детей сформированы элементарные знания о народных традициях.
- Дети заинтересованы темой о самоваре, проявляют познавательную активность.
- Дети участвуют в презентации проекта, где применяют имеющиеся знания о народных традициях, о самоваре.
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Продукт проектной деятельности:
- Альбом «Русский самовар».
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка конспектов занятий.
- Подбор игр по теме.
- Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
- Сбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички).
- Подготовка презентаций для родителей и детей.
- Подготовка ТСО.
- Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «Батюшка Самовар»
- Подготовка консультаций для педагогов и родителей, папок-передвижек для родителей.
II этап – познавательно-творческий
Работа с детьми:
- НОД «Знакомство с самоваром» (ознакомление с окружающим миром).
- НОД «Бусы для самовара» (изобразительная деятельность – лепка).
- НОД «Крендельки для Мухи-Цокотухи» (изобразительная деятельность – лепка).
- НОД «Чашечка» (изобразительная деятельность – лепка).
- НОД «Самовар» (изобразительная деятельность – рисование).
- Рисование «Конфеты».
- Аппликация семенами «Узор на тарелочке».
- Пальчиковые игры «Чайничек», «Пирог», «Пирожки», «Идём в гости», «Помощники».
- Артикуляционные игры «Самовар», «Чашечка», Чаепитие».
- Сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Чаепитие».
- Дидактические игры «Кухонная утварь», «Накроем на стол».
- Дыхательное упражнение «Чайничек».
- Физкульминутки «Посуда», «Чайник», «Пирог», «Чайная ложка».
- Настольный кукольный театр «Муха-Цокотуха».
- Коллективная работа «Весёлое чаепитие».
- Рассматривание картин, иллюстраций, изображающих чаепитие, различные виды и формы самоваров.
- Просмотр презентации «Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции».
- Чтение: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар».
- Прослушивание мелодий: «Пых-пых, самовар», «Барыня – Самовар», «Самовар», «Русский самовар», «Тульское чаепитие».
Работа с родителями:
- Папка-передвижка «Самовар».
- Консультация «Роль русской традиционной культуры в детском воспитании».
Работа с педагогами:
- Создание альбома «Русский самовар».
- Консультация «Приобщение детей к народным традициям».
III этап – заключительный
- Совместное с родителями развлечение «Самовар кипит, уходить не велит».
- Презентация альбома «Русский самовар».
- Презентация проекта «Батюшка Самовар».
Вывод:
Проект «Батюшка Самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стало совместное с родителями развлечение «Самовар кипит, уходить не велит». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
Используемая литература:
- Комарова Т.С. – Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Шанина С.А., Гаврилова А.С. – Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. (Готовимся к школе). – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.
- Лещинская В.В., Иевлев А.И. – Развивающие игры с детьми до 3-х лет. (Серия: «Домашняя библиотека»). – ООО «Аделант», 2010.
- Коваленко З.Д. – Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Стефанова Н.Л. – Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Новиковская О.А. – Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.
- Интернет-ресурсы.