«От пещеры до избы»
(ознакомление с окружающим миром)
Цель:
- Дать детям представление о жилище наших предков.
Задачи:
- Познакомить с особенностями строительства русской избы: выбор места, материалы для строительства, приглашение всего села на помощь.
- Обратить внимание на то, как человек совершенствовал своё жилище, благоустраивал его.
- Формировать интерес к прошлому и настоящему.
- Воспитывать желание познавать культуру своего народа.
Материал:
- экран, проектор, ноутбук;
- спокойная музыка;
- презентация «От пещеры до избы».
Ход занятия
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое, когда не было ещё ни вас, ни ваших мам, пап и даже бабушек и дедушек. Закрыв глаза, вы услышите музыку, а когда музыка стихнет, глазки откроете.
Услышав музыку, дети закрывают глаза. Когда музыка стихнет – открывают глаза.
- Вот мы с вами и очутились в далёком-далёком прошлом.
Показ презентации «От пещеры до избы».
Слайд 1 – титульный
Слайд 2
С древнейших времён человек стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды и хищников, сделать своё жилище удобным и безопасным.
- Как называлось жилище древних людей?
- Как люди попадали в пещеру?
- Что было внутри?
- Чем освещалось?
- Как люди обогревались в ней?
Пещера была лучшим домом, который человеку дала сама природа.
Слайд 3
Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди сами из имеющихся материалов строили землянки и хижины.
- Чем хижина лучше пещеры?
Со временем хижины становились больше, в них появился очаг.
Слайд 4
Многие хижины стали поднимать на столбы – сваи.
- Почему?
Слайд 5
Шло время, люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома.
- Что это за сооружение? (Курная изба.)
- Кто её сделал?
Каждый строил себе избу сам. Стены были сложены из брёвен. Пол дома на метр был углублён в землю. Свет еле пробивался через небольшие окна.
Слайд 6
В углу печь, сложенная из камня. Она топилась по-чёрному: дым из печи выходил не через трубу, а через щели дома и из окошек. Дверь в избу низкая, а порог высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло.
Слайд 7
- Чем похожи эти избы?
- Чем отличаются?
Слайд 8
Такие избы люди стали строить позже, когда научились брёвна пилить на доски и делать стены из кирпичей.
Слайд 9
«Чем больше рук, тем легче труд», – говорили в народе. Вот и строили всей семьёй. Но не каждая семья самостоятельно справлялась с такой работой, и приглашала на помощь всё село. Говорили: «Всем миром дом строили.»
Слайд 10
Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых брёвен. Такие дома назывались срубами.
Слайд 11
Человек продолжал совершенствовать своё жилище. Над окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега.
Слайд 12
Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит хозяева уже встали, а закрыты – значит ещё спят.
Слайд 13
У домов появилось крыльцо.
- Зачем оно?
На крыльце отдыхали и даже пили чай. Крыльцо поддерживали столбы, на которые опиралась кровля. На крыльцо вели ступеньки, а для удобства ставились перила.
Слайд 14
Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами. Не зря раньше говорили: «Дом построить – не шапку на голову надеть.»
- Ну а теперь нам пора возвращаться в наше время. Закрываем глазки и под музыку мы вернёмся домой.
Услышав музыку, дети закрывают глаза. Когда музыка стихнет – открывают глаза.
- А теперь я проверю, внимательно ли вы меня слушали.
- Как называлось жилище древнего человека?
- Что строили древние люди там, где не было пещер?
- Что значит – печь топилась по-чёрному?
- Из чего стали делать дома позже?
- Чем украшали дома?