Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Мокеевский детский сад

«От пещеры до избы»

(ознакомление с окружающим миром)

Цель:

  • Дать детям представление о жилище наших предков.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями строительства русской избы: выбор места, материалы для строительства, приглашение всего села на помощь.
  • Обратить внимание на то, как человек совершенствовал своё жилище, благоустраивал его.
  • Формировать интерес к прошлому и настоящему.
  • Воспитывать желание познавать культуру своего народа.

Материал:

  • экран, проектор, ноутбук;
  • спокойная музыка;
  • презентация «От пещеры до избы».

Ход занятия

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое, когда не было ещё ни вас, ни ваших мам, пап и даже бабушек и дедушек. Закрыв глаза, вы услышите музыку, а когда музыка стихнет, глазки откроете.

Услышав музыку, дети закрывают глаза. Когда музыка стихнет – открывают глаза.

- Вот мы с вами и очутились в далёком-далёком прошлом.

Показ презентации «От пещеры до избы».

Слайд 1 – титульный

Слайд 2

С древнейших времён человек стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды и хищников, сделать своё жилище удобным и безопасным.

- Как называлось жилище древних людей?

- Как люди попадали в пещеру?

- Что было внутри?

- Чем освещалось?

- Как люди обогревались в ней?

Пещера была лучшим домом, который человеку дала сама природа.

Слайд 3

Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди сами из имеющихся материалов строили землянки и хижины.

- Чем хижина лучше пещеры?

Со временем хижины становились больше, в них появился очаг.

Слайд 4

Многие хижины стали поднимать на столбы – сваи.

- Почему?

Слайд 5

Шло время, люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома.

- Что это за сооружение? (Курная изба.)

- Кто её сделал?

Каждый строил себе избу сам. Стены были сложены из брёвен. Пол дома на метр был углублён в землю. Свет еле пробивался через небольшие окна.

Слайд 6

В углу печь, сложенная из камня. Она топилась по-чёрному: дым из печи выходил не через трубу, а через щели дома и из окошек. Дверь в избу низкая, а порог высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло.

Слайд 7

- Чем похожи эти избы?

- Чем отличаются?

Слайд 8

Такие избы люди стали строить позже, когда научились брёвна пилить на доски и делать стены из кирпичей.

Слайд 9

«Чем больше рук, тем легче труд», – говорили в народе. Вот и строили всей семьёй. Но не каждая семья самостоятельно справлялась с такой работой, и приглашала на помощь всё село. Говорили: «Всем миром дом строили.»

Слайд 10

Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых брёвен. Такие дома назывались срубами.

Слайд 11

Человек продолжал совершенствовать своё жилище. Над окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега.

Слайд 12

Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит хозяева уже встали, а закрыты – значит ещё спят.

Слайд 13

У домов появилось крыльцо.

- Зачем оно?

На крыльце отдыхали и даже пили чай. Крыльцо поддерживали столбы, на которые опиралась кровля. На крыльцо вели ступеньки, а для удобства ставились перила.

Слайд 14

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами. Не зря раньше говорили: «Дом построить – не шапку на голову надеть.»

- Ну а теперь нам пора возвращаться в наше время. Закрываем глазки и под музыку мы вернёмся домой.

Услышав музыку, дети закрывают глаза. Когда музыка стихнет – открывают глаза.

- А теперь я проверю, внимательно ли вы меня слушали.

- Как называлось жилище древнего человека?

- Что строили древние люди там, где не было пещер?

- Что значит – печь топилась по-чёрному?

- Из чего стали делать дома позже?

- Чем украшали дома?