Тема проекта: «Лето в яркие краски одето».
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: 17 июля – 18 августа 2017 года.
Участники проекта: дети младшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность:
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. От окружающих детей взрослых зависит то, как они проведут это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.
Цель:
- расширить представление детей о лете;
- стимулировать познавательный интерес.
Задачи:
для детей:
- сформировать у детей представление о лете как времени года, его существенных признаках;
- способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире;
- способствовать развитию двигательной активности, инициативы, сообразительности;
- побуждать детей к осознанному отношению к своему здоровью;
- развивать художественно-эстетические способности детей в различных видах деятельности;
- воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и охранять природу;
для педагогов:
- организовать оптимальный двигательный режим в течение дня;
- совершенствовать физические качества детей;
- формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;
- воспитывать любовь к природе путём систематического целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;
для родителей:
- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
- способствовать просвещению родителей по теме проекта.
Предполагаемый результат:
- улучшение состояния физического и психического здоровья дошкольников;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- привитие детям экологической культуры;
- оптимизация сотрудничества с родителями;
- обогащение знаний родителей о средствах закаливания.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка семейных творческих работ «Летнее царство».
- Альбом «Как я провёл лето».
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка конспектов занятий, бесед.
- Подбор игр по теме.
- Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
- Подбор художественной литературы и музыкальных произведений.
- Подготовка презентаций для детей.
- Подготовка ТСО.
- Беседа с родителями «Участие в проекте «Лето в яркие краски одето».
- Подготовка консультаций, рекомендаций, памяток для родителей.
II этап – продуктивный
Работа с детьми:
Тема недели: Лето красное пришло!
Мероприятия |
Цели и задачи |
Аппликация с элементами рисования «Солнышко лучистое». |
Учить детей создавать образ солнца в аппликации с элементами рисования; закреплять умение сминать салфетку в комочек и аккуратно приклеивать, рисовать пальчиками; развивать мелкую моторику, тактильно-двигательные ощущения, внимание, усидчивость. |
Аппликация «По дороге с облаками». |
Учить детей создавать сюжетную композицию; закреплять умение разрывать кусочки ваты и аккуратно приклеивать, изображая облака разной формы; развивать воображение, мелкую моторику рук, фантазию; воспитывать любознательность. |
Объёмная аппликация «Радуга-дуга». |
Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях природы; развивать чувство цвета; воспитывать эстетическое отношение к природе. |
Лепка «Мой весёлый звонкий мяч». |
Учить детей создавать объёмные изображения знакомых предметов; закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями; вызвать интерес к лепке, как к виду художественной деятельности; воспитывать умение и желание радоваться своим работам. |
Конструирование из бумаги «Панамка» (оригами). |
Учить детей создавать поделку в технике оригами, дополняя образ необходимыми деталями; развивать творческие способности детей посредством оригами; развивать внимание, умение повторять действия после показа; развивать мелкую моторику, глазомер. |
Беседы: «Любимое время года», «Какого цвета лето?», «Почему лето называют красным», «Летние развлечения». «Как появляется радуга», «Откуда дождь пришёл?». |
Уточнить представление детей о лете, летних явлениях природы; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к изучению природы. |
Беседа «Как вести себя в жару на участке», «Как песок может стать опасным». |
Учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, кепку и др.), соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться; учить детей быть внимательными во время игр с песком (следить, чтобы не попал в рот, глаза, нос). |
Прогулка: «Лето красное пришло!», «Что нам лето подарило?». |
Закреплять представления детей о временах года; учить бережно относиться ко всему живому; закреплять представления детей о растительном мире. |
Наблюдение на прогулке: «Солнечный день», «Облака – белогривые лошадки», «Самый внимательный». |
Учить детей замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде; развивать внимание, наблюдательность, воображение. |
Игры на прогулке: игра-поиск «Спасибо, лето»; игра-рисование «Путешествия по асфальту», игра-наблюдение «Облака-бегемотики». |
Доставить детям радость от игры; воспитывать умение дослушивать задание до конца и осмысливать его. |
Подвижные игры: «Дождик», «Солнечные зайчики», «Мой весёлый, звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Солнышко и дождик», Л.Пантелеев «Карусели». |
Учить детей внимательно слушать текст, действовать по сигналу; обогащать двигательный опыт детей; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы; развивать ловкость; вызвать положительные эмоции от совершаемых действий. |
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что раньше, что потом?», «Разрешается – запрещается». |
Учить детей логически мыслить; закреплять умение находить признаки лета; активизировать знания детей об опасных ситуациях, которые могут произойти в быту и на природе. |
Пальчиковые игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Дождик, дождик, поливай», «Капли первые упали», «Топотушки, топ-топ-топ», «Шарик и подружки», «Дождик песенку поёт». |
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. |
Игра-ситуация «Солнышко, появись». |
Приобщать детей к русскому фольклору; учить говорить и действовать от имени персонажей; активизировать партнёрское взаимодействие в игре. |
Чтение: детская песенка «По солнышку»; украинская песенка «Приди, приди, солнышко»; кабардино-балкарская потешка «Дождик, перестань»; словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»; сказка «Какого цвета радуга?»; стихотворение «Радужный мир»; Б.Заходер «Дождик»; М.Пиудунен «Солнышко лучистое»; А.Чепуров «Солнечный зайчик»; А.Бродский «Солнечные зайчики»; Е.А.Благинина «Гори-гори ясно!», «Радуга»; З.Н.Александрова «Дождик»; И.Токмакова «Поиграем»; С.Я.Маршак «Мяч»; Л.М.Квитко «Качели». |
Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений. |
Заучивание: потешки «Солнышко», «Солнышко-вёдрышко», «Радуга-дуга», «Дождик, дождик», пуще!»; Г.Бойко «Солнышко»; А.Л.Барто «Солнышко». |
Развивать память, речь и чувство ритма. |
Отгадывание загадок о лете, летних явлениях. |
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. |
Просмотр презентаций: «Лето», «Летний пейзаж». |
Обобщить и закрепить знания детей о времени года «Лето». |
Рассматривание иллюстраций, фотографий «Краски лета». |
Создать у детей радостное настроение, восторг и удивление от разнообразия красок, цветов лета; воспитывать любовь и интерес к природе. |
Прослушивание музыкальных произведений по теме недели. |
Воспитывать у детей культуру слушания музыки. |
Тема недели: Цветочное царство.
Мероприятия |
Цели и задачи |
Рисование «Ромашковое поле» (рисование пальцем, оттиск поролоном). |
Освоить с детьми новый способ изображения – оттиск поролоном; закреплять умение рисовать пальчиком; побуждать детей передавать в рисунке образ знакомого цветка; развивать моторику рук. |
Рисование «Разноцветный луг» (рисование по сырому»). |
Упражнять детей в рисовании «по сырому»; учить детей составлять гармоничную цветовую композицию; развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности; развивать художественный вкус. |
Аппликация с элементами рисования «Маки» (коллективная работа). |
Учить детей создавать коллективную композицию. |
Лепка «Красивые цветы на нашей клумбе». |
Учить детей изображать предмет, ориентируясь на натуру. |
Конструирование из бумаги «Мой любимый цветок» (оригами). |
Учить детей изготавливать цветок в технике оригами; развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
Коллаж «Большой букет» (на магнитной доске). |
Развивать цветовосприятие; закреплять умение сравнивать по величине. |
Беседы: «Цветы бывают разные», «Полевые цветы», «Учимся составлять букеты», «Правила поведения в природе», «Мы с природою друзья». |
Закреплять представления детей о цветочных растения, знание названий цветов; познакомить с искусством составления букетов – икебане; учить детей беречь растения, не мять, не рвать их без надобности; воспитывать бережное отношение к растениям. |
Беседы: «Осторожно: растения на участке детского сада» |
Сформировать представление детей о существовании ядовитых растений; познакомить с растениями нашего участка; научить различать ядовитые растения; дать знание о том, что ядами этих растений можно отравиться; воспитывать бережное отношение ко всем растениям. |
Прогулка: «У цветочной клумбы». |
Знакомить детей с цветами; закреплять представления о растениях цветника, о строении цветка (стебель, листья, цветы); учить сравнивать (высокий, низкий); познакомить с основными работами в цветнике летом (полив, прополка). |
Наблюдение на прогулке: «Бал цветов». |
Обогатить представления детей о луговых и садовых цветах; формировать умение обращать внимание на красоту природы, видеть красивое, восхищаться им. |
Подвижные игры: «Вейся, венок», «Я с веночком хожу», «Я садовником родился», «Собери букет», «Цветы». |
Упражнять детей в ходьбе по кругу; закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении. |
Дидактические игры: «Как растёт одуванчик», «Что цветам понравится, а что не понравится?», «Цветы», «Собери букет». |
Уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида цветов. |
Пальчиковые игры: «На пригорке вырос мак», «Ах! Какие хризантемы!», «Вырос высокий цветок на поляне», «Алые цветки», «Свети, свети нам, солнышко; «Цветочки растут и засыпают». |
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. |
Игра-ситуация: «Травка-муравка». |
Ввести детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд; развивать интонационную выразительность голоса. |
Чтение: Ю.П.Мориц «Цветок»; З.Н.Александрова «Одуванчик»; Е.В.Серова «Одуванчик, «Лютик», «Садовод»; И.Токмакова «Кошачьи лапки»; Грубин Франтишек «Ромашки»; К.Ушинский «Букет». |
Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений. |
Заучивание: О.Бедарев «На лугу». |
Развивать память, речь и чувство ритма. |
Отгадывание загадок о цветах. |
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. |
Просмотр презентаций: «Вальс цветов», «Цветы». |
Обобщить и закрепить знания детей о цветочных растениях. |
Рассматривание иллюстраций, фотографий цветов. |
Создать у детей радостное настроение, восторг и удивление от разнообразия цветочных растений; воспитывать любовь и интерес к природе. |
Прослушивание музыкальных произведений по теме недели. |
Воспитывать у детей культуру слушания музыки. |
Тема недели: Путешествие с Русалочкой.
Мероприятия |
Цели и задачи |
Рисование «Весёлые медузы» (ладошками и пальчиками). |
Учить передавать в рисунке неповторимых обитателей подводного мира (медуз), умение создавать композицию в соответствии с собственным замыслом; закреплять умение рисовать ладошками и пальчиками; развивать воображение, фантазию. |
Аппликация из природного материала «Рыбка плавала в пруду». |
Учить детей создавать на бумаге сюжетные композиции, используя природный материал; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, аккуратность. |
Лепка «Осьминог». |
Закреплять навыки лепки простых элементов; учить добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей; развивать фантазию, творческое мышление, мелкую моторику. |
Конструирование из бумаги «Рыбка» (оригами). |
Учить детей изготавливать рыбку в технике оригами; развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
Поделка «Кит» (бросовый материал). |
Показать детям новые возможности при работе с бросовым материалом; учить создавать из бросового материала объёмные фигуры; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, умение действовать самостоятельно. |
Беседы: «Подводный мир», «Обитатели рек», «Обитатели морей», «Вода в жизни человека», «Вода – это жизнь». |
Систематизировать знания детей о подводном мире; воспитывать заботу и уважение к окружающему миру. |
Беседы: «Будем купаться!» |
Познакомить детей с правилами поведения на воде в летнее время. |
Подвижные игры: «Через ручеёк», «Щуки и лягушата», «Рыбак и рыбки», «Удочка». |
Упражнять детей в беге с увёртыванием; развивать быстроту реакцию, ловкость, внимание. |
Пальчиковые игры «Щука хищная, зубастая», «В море бурном, море синем», «Рыбка плавает в водице», «Сеть тяну, рыбу ловлю…», «Рыбка», «Пять рыбок». |
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. |
Чтение: русская народная потешка «Дед хотел уху сварить»; французская песенка «Рыбки»; русская народная сказка «По щучьему веленью»; З.Н.Александрова «Ветер на речке»; А.Барто «Рыбка плавает в водице»; М.Стельмах «Горе-рыболов» (пер. И.Токмаковой). |
Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений. |
Заучивание: русская народная потешка «Водичка, водичка»; Д.Розалиева «Дельфины». |
Развивать память, речь и чувство ритма. |
Загадки об обитателях рек, озёр, морей и океанов. |
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. |
Просмотр видео «Подводный мир». |
Обобщение и закрепление знаний детей о подводных обитателях. |
Рассматривание иллюстраций обитателей рек, озёр, морей и океанов (энциклопедия, атлас). |
Создать у детей радостное настроение, восторг и удивление от разнообразия подводных обитателей; воспитывать любовь и интерес к природе. |
Прослушивание музыкальных произведений по теме недели. |
Воспитывать у детей культуру слушания музыки. |
Тема недели: Путешествие в мир насекомых.
Мероприятия |
Цели и задачи |
Рисование «Бабочка» (монотипия предметная). |
Познакомить детей с новой техникой рисования – монотипия предметная, учить рисовать по представлению бабочку, располагая рисунок с одной стороны от сгиба листа; учить гармонично подбирать краски для получения выразительного изображения; развивать восприятие цвета, воображение. |
Аппликация «Божья коровка». |
Закреплять умение правильно наклеивать детали; развивать сосредоточенность, внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией взрослого; воспитывать трудолюбие, аккуратность. |
Лепка «Стрекоза». |
Закреплять умение лепить шарики и жгутики; учить составлять их них сюжетную композицию; воспитывать аккуратность, трудолюбие. |
Лепка «Обитатели цветочной поляны». |
Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности; закреплять приёмы раскатывания, сплющивания; развивать мелкую моторику, фантазию, творчество; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. |
Поделка «Пчёлы» (коллективная работа из бросового материала) |
Продолжать учить создавать из бросового материала объёмные фигуры; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, умение действовать самостоятельно. |
Беседы: «Какие бывают насекомые», «Путешествие в мир насекомых», «Что вы знаете о насекомых?», «На тропинку у ворот приземлился вертолёт», «Муравьи – санитары леса». |
Уточнить и дополнить знания детей о многообразии насекомых, их образе жизни; закрепить знания об общих признаках насекомых; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. |
Беседы: «Насекомые – польза и вред». |
Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми». |
Подвижные игры: «Комарики и лягушка», «Пчёлки», «Мотыльки», «Медведь и пчёлы», «Поймай комара». |
Учить детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать бег в определённом направлении; повысить двигательную активность; вызвать чувство радости от совместных действий. |
Дидактические игры: «Четвёртый лишний»; «Цветок для бабочки» (по методике М.Монтессори. |
Уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида насекомых; развивать цветовосприятие. |
Пальчиковые игры «Божьей коровки папа идёт», «Летит комар», «Бабочка-коробочка», «Бабочка», «Домик маленький на ёлке», «Комары». |
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. |
Игры-ситуации: «Лети, мотылёк!». |
Побуждать детей к имитации образов героев сюжетов в вокально-двигательной импровизации. |
Чтение: русская народная потешка «Сел комарик под кусточек»; Н.Д.Калинина «Про жука»; Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки: Сказка о том, как жила-была последняя муха»; К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха». |
Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений. |
Заучивание: «Жук»; русские народные потешки «Божья коровка», «Тук-тук, улитка»; В.А.Степанов «Пчела». |
Развивать память, речь и чувство ритма. |
Загадки об обитателях рек, озёр, морей и океанов. |
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. |
Просмотр презентаций: «Удивительный мир насекомых», «Ожившие цветы». |
Обобщение и закрепление знаний детей о цветочных растениях. |
Рассматривание иллюстраций насекомых (энциклопедия), фотографий. |
Создать у детей радостное настроение, восторг и удивление от разнообразия насекомых; воспитывать любовь и интерес к природе. |
Прослушивание музыкальных произведений по теме недели. |
Воспитывать у детей культуру слушания музыки. |
Тема недели: Кладовая здоровья.
Мероприятия |
Цели и задачи |
Рисование «Ягодки и яблочки на тарелочке» (оттиск печатками из картофеля, рисование пальчиками). |
Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа. |
Аппликация «Фрукты на тарелке». |
Закреплять навыки изображения предметов из готовых форм; побуждать красиво располагать элементы на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем. |
Аппликация «Груша» (крупа). |
Учить детей равномерно наносить клей на поверхность рисунка и аккуратно сыпать крупу; развивать творческое воображение; мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность в работе с бумагой, клеем и крупой; самостоятельность. |
Аппликация из предметов: книжка-малышка «Фрукты-овощи» (коллективная работа). |
Расширить представления детей о многообразии фруктов и овощей; учить различать овощи и фрукты; закреплять приёмы аккуратного наклеивания; развивать внимательность. |
Лепка «Ягодка-малинка» |
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм; надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
Беседы: «Во саду ли, в огороде», «Фрукты и овощи полезны взрослым и детям», «Витамины на тарелке» |
Продолжать обогащать представления детей об овощах и фруктах; пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни. |
Беседы: «Когда съедобное ядовитое» |
Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствиях; дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению; рассказать об оказании первой помощи. |
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик…», «Срывание яблок», «Огородник». |
Учить детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать бег в определённом направлении; повысить двигательную активность; вызвать чувство радости от совместных действий. |
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Полезно-неполезно», «Чудесный мешочек», «Определи на вкус». |
Уточнить знания о полезных продуктах; учить определять овощи и фрукты на ощупь и на вкус; закрепить знание названий овощей и фруктов. |
Пальчиковые игры «С веток ягоды снимаю», «Овощи», «Будем мы варить компот», «У Лариски – две редиски», «Раз, два, три, четыре, пять», «Ягодки». |
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. |
Игра-ситуация «Кто из нас, из овощей…». |
Обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию; учить обсуждать содержание сказки. |
Чтение: детская песенка «По малину»; русская народная потешка «Куда бежите, ножки?»; небылица «Была репа важная…»; русские народные сказки «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Война грибов с ягодами» «Вершки и корешки»; белорусская народная сказка «Пых»; Ю.Тувим «Овощи»; Н.М.Павлова «Земляничка»; А.С.Пушкин «Яблочко». |
Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений. |
Заучивание: русская народная потешка «Огуречик, огуречик»; З.Александрова «Арбуз». |
Развивать память, речь и чувство ритма. |
Загадки о фруктах, ягодах и овощах. |
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. |
Просмотр презентаций: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!». |
Обобщение и закрепление знаний детей об овощах, фруктах и ягодах, их пользе для человека. |
Прослушивание музыкальных произведений по теме недели. |
Воспитывать у детей культуру слушания музыки. |
Работа с родителями:
- Консультации: «Растим любознательных детей», «Роль витаминов в развитии ребёнка», «Воспитание бережного отношения к природе», «Игры с детьми на воздухе в летний период».
- Рекомендации: «Наблюдения за природой летом», «Формирование познавательного интереса у ребёнка».
- Памятки: «Тепловой и солнечный удар», «Ядовитые растения», «Забавы на воде», «Укусы насекомых», «Прогулки с детьми в природу», «Правила поведения на воде в летний период».
- Оформление альбома «Как я провёл лето» (фото семьи и рассказ о летнем отдыхе).
Работа родителей и детей (совместная):
- Нарисовать рисунок на тему «Летнее царство».
- Сочинить сказку по теме «Цветы» и изготовить любой цветок.
III этап – заключительный
Цель:
- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
Мероприятия:
- Беседа «Чем вам запомнилось лето».
Вывод:
Дети с радостью и удовольствием проводили каждый летний день, получили заряд бодрости и здоровья. Большую часть времени дети находились на воздухе, что дало возможность для формирования здорового образа жизни, повышения двигательной активности, обогащения знаний детей о природе летом.
Используемая литература:
- Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.
- Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В. Груба. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 80 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.: цв. вкл.
- Азбука цвета: Развитие творческих способностей у малышей / Марина Голубева. – СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014. – 63 с.: ил.
- Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления. / С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010. – 249 с. – (Готовимся к школе).
- Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
- Беннетт Стив, Беннетт Рут Литтерль 365 игр для детей и взрослых. – Пер. с англ. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 480 с., ил.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 С.
- Наглядно-дидактическое пособие «Насекомые». Для занятий с детьми в дошкольных учреждениях и дома (3-7 лет). Серия «Мир в картинках». Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.
- Наглядно-дидактическое пособие «Цветы». Для занятий с детьми в дошкольных учреждениях и дома (3-7 лет). Серия «Мир в картинках». Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.
- Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний / Пер. с англ. В.В.Свечникова и О.И.Чибисовой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 512 с.
- Климентов А.Е. Животный мир нашей планеты / [О.Жукова, М.Саморезов, Н.Устинов и др.]. – М.: Белый город. – 368 с.: ил.
- Амфибии и рептилии. Серия «Атлас с наклейками» (Для чтения взрослыми детям). ООО «Алтей и Ко», 2016 г.
- Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. / И.В.Новикова; худож. Е.А.Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.: ил. – (Детский сад: день за днём).
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
- Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 256 с.
- Авторы: Лещинская В.В., А.И.Иевлев «Развивающие игры с детьми до 3-х лет». ООО «Аделант», 2010 г., 384 с. Серия: «Домашняя библиотека».
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128 с. (1-3 года).
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 320 с. (4-5 лет).
- Интернет-ресурсы.