Родительское собрание
"Это русская сторонка…"

 (младшая-средняя группа)

Ход собрания:

Встречаю родителей:

- Здравствуйте, желанные гости!
Что стоите у порога на помосте?
Проходите в светёлку за столы.
Обо всём по порядку да по чести и поговорим!

Родители проходят в группу, садятся.

- Родина, Россия, родной край. Эти слова мы слышим с самого раннего детства. Родина-мать – так порой называют нашу страну. Почему так повелось? Да потому, что Родину, как и мать, не выбирают. Она достаётся всем по наследству. Родина – это место рождения нас и наших детей. Родина – это наши леса, поля и реки. Родина – это…

- Что для вас значит Родина? (Ответы родителей.)

- Для каждого из вас Родина – это личное: любимые родные места, гордость за своих родных и близких, за свой народ и ощущение единства и неразрывности с окружающим. Но для того, чтобы быть частью Родины, Отечества, нужно знать её культуру, историю, традиции, уважать своё прошлое, узнавать свои истоки, окружить себя культурным полем.

Поэтому не стоит забывать праздники и обычаи нашего народа, его фольклор, народную мудрость, красоту живописи и богатство музыки. Испокон веков всё это бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Народное богатство прошло через победы и поражения, открытия и неудачи, надеясь на дальнейшую жизнь.

Народные песни, колыбельные, хороводы, пословицы, поговорки, сказки, игры, игрушки и сегодня воспитывают наших детей, формируют нравственные качества и воспитывают чувства, которые мало поддаются измерению, – любовь к своей Родине и гордость за неё.

В последние годы в детском саду много внимания стали уделять патриотическому воспитанию. И начинается оно с воспитания любви к своей семье, детскому саду, улице, на которой живёт ребёнок. Далее дети знакомятся с селом, краем, страной. Так постепенно ребёнок начинает понимать, что он – часть великого русского народа. В своей работе используем фольклор разных жанров: сказки, поговорки, пословицы, песни, загадки и др. Знакомим детей с предметами русского народного быта: посудой, игрушками, мебелью, промыслами, костюмами, праздниками и традициями.

А чтобы познакомить ребёнка с этим, важно самому узнать и понять русскую культуру, русское наследство и научиться разбираться во всём этом.

- Хорошо ли вы знаете русское народное творчество? Смеете ли рассказать ребёнку о русских народных сказках, приметах, промыслах и др.?

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- Предлагаю вам принять участие в игре «Русская старина».

1. Русский народный костюм

-  По обычаям старинным
В платьях все ходили длинных
И гостей встречать умели,
Своих нарядов не жалели.

Загадываю родителям загадки, ответ показываю на экране.

- Эта часть костюма –
Не мужской кафтан.
Носит красная девица
Длинный … (сарафан)
- Ходит девица с косой,
С непокрытой головой,
Красоте помощник,
Расписной … (кокошник)

- Кто носил кокошник? (Кокошник носили замужние женщины.)

- Не зря говорили: «Сарафан на крестьяночке – заря, кокошник – солнышко, лебединому крылу под стать». А на этой девице (показать) – рубаха, понева, душегрея. Что такое понева? (Домотканая длинная прямая юбка с разрезами по бокам.)

- С давних пор краса девицы –
Не румяна, не ресницы,
Всюду русская краса –
С лентой длинная коса.

- Кто на Руси носил лапти, а кто сапоги? (Бедные носили лапти, а богатые – сапоги.)

- Лапти (показать) – самая древняя обувь на Руси. Они были и мужской, и женской обувью. Материал для лаптей всегда был под рукой, их плели из внутренней части коры липы – лыка, стоили лапти три копейки, а сапоги – аж несколько рублей. В горячую летнюю пору хватало лаптей на четыре дня, а в зимнюю – на десять дней. Отсюда пошла у крестьян пословица: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести».

Зимы в России были лютые, поэтому русский люд шил себе зимнюю одежду. Шубы шили из разного меха.

- Из какого меха носили шубы бедные, среднее сословие и богатые? (Бедные носили шубы овчинные, заячьи, собачьи; среднее сословие – беличьи, куньи; богатые – лисьи, собольи.)

- Богатый купец говаривал в то время: «Наш чин не любит овчин».

2. Семья, семейные традиции

- «Кто я?», «Какое место занимаю я в этом мире?». Роль семьи в становлении своего я очень важная. Когда-то В.Гюго сказал: «Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки». А какие мы? Заглянем в свою родословную, попытается узнать, понять наших предков. Какой я, какая моя семья? Это вы увидели на выставке «Я и моя семья».

Мы часто слышим от своих знакомых и родственников слова «деверь», «золовка» и т.п. и знаем, что они означают определённые отношения родства.

  • - Кто такой шурин? (Брат жены.)
  • - Кто такая золовка? (Сестра мужа.)
  • - Кто такие нетий и нестера? (До XI века в Древней Руси так называли племянника и племянницу, теперь этих слов в русском языке нет.)

3. Фольклор

- День за днём, год за годом ребёнок растёт, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.

- Напишите за одну минуту названия русских сказок.

- Напишите имена наиболее известных персонажей русских народных сказок. (Иван, Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Емеля, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный).

- В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова. А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?

- Что означают слова: баской, браный, година, живот, жито, ладом, орать, пролеть, радеть, седмица? (Баской – нарядный, красивый; браный – узорчатый (о ткани); година – хорошая погода; живот – жизнь; жито – всякий хлеб в зерне или на корню; ладом – хорошо; орать – пахать; пролеть – начало лета; радеть – стараться, заботиться; седмица – неделя.)

- Изобразите с помощью пантомимы пословицы. Другие участники игры должны догадаться, что это за пословицы.

  • Дарёному коню в зубы не смотрят.
  • Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
  • Одна голова хорошо, а две лучше.
  • Под лежачий камень вода не течёт.

- Отгадайте русские загадки:

  • Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (Жизнь)
  • Чувство, которое любого красит. (Стыд)
  • Шарю-пошарю, в угол встану. (Веник)
  • Страна без людей, города без домов, моря без воды. (Карта)
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
  • Что не сеяно родится? (Трава)
  • Зимой нет теплей, а летом холодней. (Печка)
  • Стоит баба на юру, руками машет, что съест, тем и люди сыты. (Мельница)

4. Народный календарь

- Интересный способ, который помогает нам связаться с прошлым и настоящим нашего народа, – народный календарь. Это большой и богатый жизненный опыт наших предков, их память, жизнь, полная таинств и загадок, их философские суждения. Это наша жизнь и жизнь наших детей. Но народный календарь – не обязательное строгое расписание природы и погоды. Это народное описание событий, явлений, периодов года.

- Какой месяц на Руси называли «протальник», «зимобор», «водотёк», «дорогорушитель»? (Март.)

- В ночь на этот праздник на берегах рек и озёр обычно разжигали обрядовые костры, через которые бросали венки, прыгали, купались в озере, реке, обливались водой. С этого дня начинали заготавливать берёзовые веники для бань. Назовите этот день. (Иван Купала – 7 июля.)

- Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица.)

- В этом месяце их три: медовый, хлебный (ореховый), яблочный. (Август.)

5. Домашняя утварь, обычаи стола

- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости – на столе появлялись самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой. Всё лучшее и самое вкусное приготавливалось для гостей. Народная мудрость гласила:

  • Что есть в печи – всё на стол мечи.
  • Умей в гости звать, умей и угощать.
  • Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём.
  • Где щи да каша, там и место наше.

- Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда – всё это русский человек не забывал, где бы он ни находился.

- Зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? (В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.)

- Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз, почему? (Ложка, повёрнутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)

- Спасибо вам, уважаемые родители, за участие в игре. Надеюсь, что сегодня в вас пробудилась любовь к Родине через знакомство с её славным прошлым. Передавайте эту любовь вашим детям. Пусть они постепенно познают красоту родной земли, всё сильнее и сильнее привязываются сердцем к ней. И пусть эта привязанность рождает в них самые добрые чувства.

- А сейчас я приглашаю Вас в наш мини-музей «Русская изба».

 

Протокол № 1 родительского собрания

младшей-средней группы

«30» сентября 2015 года

Тема: «Это русская сторонка…»

Присутствовало: 8 человек

Отсутствовало: 3 человека

Приглашённые: --------------------

Повестка:

  1. Игра «Русская старина».
  2. Беседа о проекте «Это русская сторонка…»
  3. Индивидуальные консультации.

Решение родительского собрания:

  • Знакомить детей с традициями и культурой нашего народа.
  • Читать русские народные сказки; знакомить с загадками, пословицами, поговорками и др.
  • Принимать активное участие в жизни детского сада.
Страница обновлена 05.08.2019