«Из чего построить дом?»
(проведение опытов)
Программное содержание:
- Познакомить детей со свойствами глины, мха.
- Учить детей сравнивать, обобщать и называть свойства предметов (мха, камня и глины).
- Способствовать развитию речи детей, учить отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
- Развивать память.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей словами, обозначающими свойства предметов (камень: твёрдый, крепкий, тяжёлый, не впитывает воду; мох лёгкий, мягкий, крошится, впитывает воду; глина высыхает и твердеет, пластичная, соединяет камни).
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества в самостоятельной и совместной работе.
- Вызвать доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь.
- Развивать понимание необходимости соблюдения правил собственной безопасности.
Материал:
- сказочный персонаж гном;
- письмо-обращение зверей:
- ведёрко с глиной:
- посылка со мхом и камнями;
- тарелочки, ложки по количеству детей;
- широкая ёмкость с водой;
- игрушка гном;
- шапочки учёных;
- мешочек с конфетами.
Предварительная работа:
- прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросёнка»;
- наблюдения на прогулке за ростом мха на дереве, на земле, на стене здания;
- игра и рассматривание камней.
Ход занятия
- Дети, нам в детский сад из леса пришло письмо. Оно от лесных жителей: «Здравствуйте, дети! Нам нужна ваша помощь! У нас в лесу живёт Гном. Однажды, гуляя по лесу, он нашёл старую шляпу и сделал из неё домик. Тепло и уютно было летом гному в этом домике. Но наступила осень, стало холоднее, часто идёт дождь. Старая шляпа промокла. Вот и сидит гном в лесу на пенёчке около ёлочек грустный, замёрз, даже разговаривать ни с кем не хочет. Пробегала мимо него лисичка и посоветовала построить новый домик изо мха. Проскакал мимо зайчик, тоже пожалел гнома и посоветовал построить новый домик из камней. Вот Гном и не знает, из какого материала лучше строить свой домик! Мы знаем, что вы ребята смышлёные и сможете помочь гному. Посылаем вам посылку. В ней есть мох и камни. Просим вас исследовать эти материалы, и решить из чего лучше построить дом гному. А потом приезжайте к нам в гости, в лес! Мы вас ждём! Лесные жители».
- Дети, мне очень жаль Гнома! А вам?
- Что же, произошло в лесу?
- Что мы должны сделать, чтобы помочь Гному?
- А вот и посылка от зверей! Её утром почтальон принёс!
Раскрываем посылку, там коробка с кусочками мха и коробочка с камнями.
- Нам нужно исследовать эти материалы. Во время исследования нужно быть внимательными, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот.
- Тогда проходите в нашу лабораторию! Здесь все готово для работы!
Дети проходят к столам и садятся на стулья. На столе лежат тарелочки, пиалы с водой и ложки. Ставлю коробочки со мхом и камнями тоже на стол. Обращаю внимание детей на камни.
- Дети, где, в природе, можно встретить такие камни? (На земле, на берегу, в воде, в реках, около рек, на дорогах, около домов, на участке детского сада.)
- Камни одинаковые? Чем отличаются? (Камни бывают разного размера, разной формы, разного цвета.)
Беру мох в руки.
- Дети, как называется этот природный материал?
- Где вы встречали его? (На стене детского сада, на ступеньках, на дереве, на земле.)
- Мох любит сырые, затемнённые места: на болоте, в лесу и в черте города. Лесной мох – это основная еда оленя. Лисичка посоветовала гному построить дом из такого мха.
- Сейчас мы будем исследовать камни и мох, что бы узнать, какой из этих природных материалов подойдет для строительства домика для гнома.
1 опыт
- Возьмите кусочек мха и положите на ладонь, а камень на другую ладонь.
- Что чувствуете? (Камень тяжёлый, мох лёгкий.)
- Если подует сильный ветер, что тогда будет с домом изо мха? (Разрушит дом.)
2 опыт
- Сожмите в ладонях камень и мох.
- Что можно сказать про мох? (Крошится и ломается, если он сухой.)
- Дети, как вы думаете, сможет гном долго жить в домике изо мха?
- Почему? (Домик высохнет и раскрошится.)
- Попробуйте разломить камень. Получилось?
- Почему? (Он очень твёрдый, крепкий.)
- Значит, какой будет дом из камня? (Крепкий, надёжный.)
3 опыт
- Наберите в ложку воды и полейте на мох и на камень.
Дети проводят опыт.
- Расскажите, что произошло? (Вся вода с камня стекла на блюдце, камень не впитал воду. Вода прошла сквозь мох, он промок, и впитал воду.)
- Если пойдёт дождь, что тогда будет с домом изо мха? (Он промокнет.)
- Наши исследования закончились!
- Сеня и Лиля сегодня будут в роли Учёных, и расскажут нам всё о камне и о мхе.
Дети надевают на себя шапочки и делают вывод обо всех проделанных опытах.
Камень: твёрдый, крепкий, тяжёлый, не впитывает воду.
Мох: мягкий, лёгкий, впитывает и пропускает воду, ломается.
- А сейчас посовещайтесь и решите, какой материал лучше подойдет для стройки дома!
Дети-учёные говорят о своём открытии.
- Дети, кто согласен – похлопайте!
- Тогда пора спешить в лес к гному!
Дети встают в круг.
- Вам не страшно в лес идти? Ведь в лесу можно заблудиться?
- Я рада, что вы такие смелые, заботливые и добрые! Тогда нам нужно вспомнить правила безопасности! (Не отставать друг от друга, идти рядом с взрослым, быть внимательным друг к другу, не шуметь в лесу, не сорить, не есть незнакомые ягоды.)
Мы весёлые ребята, (маршировать)
Мы ребята-дошколята!
Чтоб в лесу не потеряться,
Надо за руки нам взяться! (взяться за руки)
На дорожку дружно встали. (идти,, высоко поднимая колени)
Все, мы бодро зашагали.
Вот цветы – мы их не тронем, (вдыхать аромат цветов)
Только аромат вдохнём.
Узкий мостик впереди, (идти по доске на носочках, подняв руки вверх)
На носочках проходи.
Сзади камушек упал, (бежать,, образуя круг)
Нас, немного напугал,
Позади тяжёлый путь, (сесть в круг и закрыть глаза)
Надо нам передохнуть.
Пока дети отдыхают, гном появляется на полянке.
- Вот мы и пришли в лес. А вот и гном! Что-то он очень грустный.
Дети здороваются и говорят, что получили письмо и пришли помочь.
Гном: Ребята, я очень рад, что вы мне поможете? Ведь домик мне нужен очень прочный, крепкий, тёплый и уютный.
- Дети, расскажите гному о своем открытии!
Дети говорят, что они исследовали камни и мох. Из камня получится надёжный, крепкий, дом. Дождь его не промочит, ветер не разрушит, такой дом не сгорит.
Гном: А что будет с домиком изо мха? (Может улететь, когда подует ветер; промокнет, если пойдёт дождь; раскрошится, когда высохнет; его может съесть олень.)
Гном (радостно): Ура! Я сейчас начну строить новый дом из камней!
Начинает класть камни друг на друга, они падают, гном огорчается.
Гном: Почему у меня ничего не получается?
Дети дают советы, как и чем можно скрепить камни.
Гном: Где же это я возьму? Ничего я не пойму? (призадумался)
- Хотя, помню, старый ёж, однажды глину мне принёс! (берёт ведёрко с глиной) - Дети, а вы точно знаете, что глина поможет скрепить камни?
4 опыт
- Давайте проверим.
Дети скрепляют несколько камней с помощью глины.
- Что вы можете сказать о глине? (Пластичная, лепится, сохраняет свою форму, помогает скрепить камни.)
Гном: Эх, ребята, молодцы!
Вы, ребята-храбрецы!
Вы меня найти старались,
Трудностей не испугались.
Всё про мох мне рассказали,
что для дома он негож, доказали.
И теперь я буду строить дом из камней,
в нём с друзьями буду жить веселей!
А в награду я для вас
Угощение припас!
Гном даёт мешочек с конфетами, дети благодарят гнома.
- Гном, нам надо возвращаться в детский сад! Кто тебе поможет построить дом?
Гном: У меня есть друзья – лесные зверушки, они мне помогут! А вы приезжайте к нам в гости, в новый дом! До свидания! Счастливого пути!
Дети прощаются с гномом и проходят на волшебную тропинку.
- Ребята, я знаю волшебные слова, они помогут нам попасть в детский сад!
Дети выполняют движения по тексту.
Ножкой топнем,
в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ну!»
И окажемся в саду.
- Вот мы и вернулись в детский сад!
- Что вы сегодня узнали нового? (Мох крошится, впитывает воду, камень не впитывает воду, крепкий, можно использовать при строительстве.)
- Какое доброе дело вы сегодня сделали? (Помогли Гному выбрать материал для постройки дома.)
- Ребята, вы просто молодцы!