Экскурсия детей подготовительной группы в мини-музей «Русская изба»
Презентация к экскурсии (смотреть)
Видео можно посмотреть по ссылке
Цель:
- Формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (самовар, печь, ухват, прялка и т.д.).
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.
Ход занятия
Детей встречает хозяюшка в русском народном костюме.
- Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь. Приготовьте ушки-глазки, расскажу-ка я вам сказку. (Слайд 1)
- Катись, катись, яблочко наливное, по расписному блюдечку. (Слайд 2)
Покажи нам гор высоту и небес красоту, (Слайды 3, 4)
Всю родимую Русь-матушку. (Слайды 5-9)
Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек стоят потемневшие от времени величавые русские избы. (Слайд 10)
- Крестьянский дом называли родной, родимый как называют дорогого человека.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют… (Слайд 11)
- А почему Русь называют деревянной? (Ответы детей)
- Раньше, в старину, дома строили из брёвен и называли избами. Избы строились из сосны или ели. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались брёвна. Из них ставили сруб (от слова рубить). Избы строили, не используя гвозди. Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали соломой. Далее шла отделка дома. На крышу ставили конёк, на окна навешивали ставни. (Слайд 12)
- Гостей в старину встречали хлебом-солью на крыльце, проходили через сени и попадали в горницу.
- Ребята, а вы хотите посетить русскую горницу? (Ответы детей)
- А поможет нам в этом один волшебный предмет:
Кто дорогу нам покажет
И к Кощею приведёт?
Через чащу путь проложит,
Заблудиться не даёт? (Волшебный клубок)
- Правильно, это волшебный клубок. А чтобы он показал нам дорогу, его об этом нужно попросить:
Ты катись, катись, клубок,
С горочки да на мосток.
Только сильно не спеши,
Нам дорожку покажи.
Дети вместе с воспитателем говорят слова. Клубок катится в сторону мини-музея, дети идут следом.
- Вот мы с вами и пришли. Сегодня вы узнаете, как в старину жили ваши прабабушки и прадедушки, чем занимались.
- Пройдёмте в избу, гости дорогие. В переднем углу, который назывался красным, висела Божница с иконой. И люди, войдя в избу, шапку снимали, крестились и кланялись до земли. А потом уже с хозяевами здоровались. Посмотрите, хозяева нашей избы на печке сидят, надо с ними поздороваться. В старину было принято здороваться вот так: сделаем низкий поклон.
Дети кланяются и садятся на лавки.
- В красном углу всегда ставили стол, называли его Божья ладонь. Сидеть на столе никак нельзя, нельзя даже кулаком по нему стучать. За столом даже не разговаривали громко. За столом только трапезничали, а сначала молитву читали. Вдоль стола, вдоль стен стояли лавки.
- А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадку:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит. (Самовар)
- Верно, это самовар. Вот он посмотрите какой пузатый, крутобокий, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар? (Ответы детей)
- Правильно, в нём кипятят воду. Сейчас самовары делают электрические, они греются от электричества. А раньше самовары топили дровами.
- А о чём вот эта загадка:
Наша барыня-сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.
Что это? (Печь)
- Ребята, а для чего была нужна печь? (Ответы детей)
- Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. В некоторых районах в печи мылись и парились.
- В печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли пироги, а кастрюль в то время не было. В чём же готовили:
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля, … (чугунок)
- Чугун – тяжёлый металл, который не бился и выдерживал высокую температуру. А как же достать чугунок из печки:
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил … (ухват)
- Посмотрите, как ставили с помощью ухвата чугунок в печь.
- Хотите попробовать? (Ответы детей)
Дети пробуют поставить с помощью ухвата чугунок в печь.
- Ухват всегда стоял возле печки.
- Ребята, посмотрите, что-то мало дров осталось. Давайте сходим в лес, принесём дров.
За дровами в лес пойдём (шагать на месте)
И пилу с собой возьмём.
Вместе пилим мы бревно, (кулак обхватить другой рукой, двигать
вперёд-назад – «пилить»)
Очень толстое оно. (руками показать толщину)
Чтоб дрова пролезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (пальцами сделать «замок», двигать вверх-вниз)
- Молодцы, много дров нарубили.
- В старину людям приходилось много трудиться. Как вы думаете, чем они занимались? (Ответы детей)
- Посмотрите, какой у нас стоит сундук. Сундук – обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и различную домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие. Давайте посмотрим, что лежит в нашем сундуке.
Достаю изделия с кружевами, рассматриваем.
- Плетение кружев – очень красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров зависит от фантазии и умения мастерицы
Достаю изделия с вышивкой, рассматриваем.
- На Руси вышивальный промысел был очень развит. В каждой губернии были свои виды вышивок, передававшиеся из поколения в поколение.
- Ребята, смотрите, вещи-то какие красивые, а постирают, и они станут мятыми. Чем же гладили или в мятом ходили? (Ответы детей)
- Гладили рубелем. На скалку наматывали холст, смоченный водой, и рубелем вот этим прокатывали по холсту. Хотите попробовать?
Дети пробуют гладить рубелем.
- А вот такие утюги с отделением для горячих углей появились гораздо позже.
Дети рассматривают утюг.
Показываю прялку.
- Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей)
- Долгими зимними вечерами девушки и женщины пряли пряжу и приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная.
Напряди ты пряжи мне, что не видно краю.
- Для чего служила пряжа? (Ответы детей)
Показываю вязаные вещи.
- Чем же ещё занимались люди в старину? (Ответы детей)
Показываю изделия из глины (посуда, игрушки).
- Гончарное ремесло на Руси зародилось очень рано. Позже, с появлением гончарного круга, превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать повсеместно.
Показываю плетёные вещи.
- Плетение – древнейшее из ремёсел – всегда было в чести на Руси.
- На Руси не только трудились, но и любили повеселиться: песни пели, хороводы водили, игры затевали. А вы хотите поиграть? (Ответы детей).
- Играть мы будем в русскую народную игру «Колечко-колечко».
Объясняю правила игры.
- Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладёт им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «Колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.
Играем несколько раз.
- Молодцы, ребята!
- Вам понравилось в избе? Ещё придёте? (Ответы детей)
- Пора возвращаться в группу. Скажем волшебному клубочку:
Раз, два, три –
В нашу группу попади!
Дети за клубком идут в группу.