Ай, да Масленица!

Тема проекта: Ай да Масленица!

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: дети младшей, средней групп, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников

Актуальность:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы – Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традициями проведения этого праздника даёт детям возможность понять всю широту и глубокий смысл этого весёлого и немножко грустного праздника.

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении праздников, в том числе праздника Масленица, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель:

  • Знакомство детей с традицией проведения народного праздника Масленица.

Задачи:

  • Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника Масленица.
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.
  • Приобщить всех участников проекта к традициям проведения народного праздника Масленица.
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предполагаемый результат:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленица через сопереживание и непосредственное участие в общем действии.
  • Создание атмосферы радости от приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к празднику Масленица.

Продукт проектной деятельности:

  • Создание альбома «Русский народный праздник Масленица» (история и значение праздника; как празднуется Масленица; что подавать к столу на Масленицу; рецепты блинов; загадки, заклички, пословицы и поговорки про весну, солнце, Масленицу; песни на Масленицу; шутки-прибаутки, припевки про Масленицу).
  • Создание альбома «Русские народные подвижные игры для детей».

План реализации проекта

I этап – подготовительный

v Перспективное планирование проекта.

v Разработка конспектов занятий.

v Подбор игр по теме.

v Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.

v Сбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички).

v Подготовка презентаций для родителей и детей.

v Подготовка ТСО.

v Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «Ай да Масленица!»

v Подготовка консультаций, папок-передвижек для родителей.

II этап – познавательно-творческий

Работа с детьми:

  • НОД «Светит солнышко» (ИЗО – рисование).
  • НОД «Здравствуй, Масленица!» (интегрированное занятие-развлечение).
  • НОД «Вы блины мои, блины» (ИЗО – лепка).
  • Физкультурный досуг «Не усидишь дома, коли пришли Фома и Ерёма».
  • Аппликация «Солнышко».
  • Аппликация с элементами рисования «Сосульки-капризульки» (в свободное время).
  • Рисование «Испеки блин на сковороде».
  • Ручной труд «Кукла Масленица» (в свободное время).
  • Беседы «Весна пришла!», «Что за праздник Масленица?».
  • Беседа «Огонь – друг или враг?» (о правилах поведения во время праздника).
  • Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость».
  • Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины?»
  • Пальчиковые игры «Дай нам, солнышко, тепла», «Блины», «Оладушки», «Сосулька».
  • Динамические упражнения «Весна, весна, красная», «Веснянка», «Весна», «Сосулька».
  • Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие», «Кафе «Блинок».
  • Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Катание на санях», «Солнечные зайчики», «Горелки», «Заря», «Петух», «Бабка Ёжка».
  • Знакомство с загадками, пословицами и поговорками о весне, солнце, Масленице.
  • Заучивание закличек, приговорок про весну и Масленицу.
  • Заучивание стихотворений: А.Барто «Солнышко», А.А.Прокофьева «Солнышко»; потешки «Солнышко-вёдрышко», «Солнышко-колоколнышко».
  • Чтение: М.П.Клокова «Зима прошла», И.С.Никитин «Полюбуйся, весна наступает…», А.Майков «Весна», З.Н.Александрова «Подснежник», В.И.Ладыжец «Веснянка», Н.Сладков «Грачи прилетели…»
  • Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику.
  • Просмотр презентаций «Масленица», «Масленица в картинах художников».
  • Просмотр слайд-шоу «Огонь».
  • Прослушивание русских народных мелодий «Гори-гори ярче», «Масленица», «Пришла к нам Масленица», «Эх, Масленица, да ты красавица», «Ой, блины, блины, блины…», «Ой блины мои, блины», весёлые народные наигрыши.

Работа с родителями:

  • Оказание родителями посильной помощи в подготовке общего развлечения «Широкая Масленица».
  • Папка-передвижка «Народный праздник Масленица» (история, значение праздника, традиции его празднования, праздничный стол (рецепты блинов).
  • Консультация «Приобщение детей к народным традициям».

Работа с педагогами:

  • Создание альбома «Русский народный праздник Масленица» (история и значение праздника; как празднуется Масленица; что подавать к столу на Масленицу; рецепты блинов; загадки, заклички, пословицы и поговорки про весну, солнце, Масленицу; песни на Масленицу; шутки-прибаутки, припевки про Масленицу).
  • Создание альбома «Русские народные подвижные игры для детей».

III этап – заключительный

  1. Общее развлечение «Широкая Масленица».
  1. Презентация альбомов «Русский народный праздник Масленица», «Русские народные подвижные игры для детей».
  1. Презентация проекта «Ай да Масленица».

Вывод:

Анализируя результаты проекта можно сказать, что внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание; обеспечило развитие у детей любознательности. Дети ближе познакомились с традициями родной страны, стали с большим интересом включаться в различные виды деятельности.

Используемая литература:

  • Комарова Т.С. – Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  • Шанина С.А., Гаврилова А.С. – Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. (Готовимся к школе). – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.
  • Лещинская В.В., Иевлев А.И. – Развивающие игры с детьми до 3-х лет. (Серия: «Домашняя библиотека»). – ООО «Аделант», 2010.
  • Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи/ авт.-сост. Н.Л.Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2014.
  • Шорыгина Т.А. – Беседы о правилах пожарной безопасности. (Вместе с детьми). – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  • Боголюбская М.К., Шевченко В.В. – Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Пособие для учащихся дошкольных педучилищ. Изд. 3-е исп. и доп. М., «Просвещение», 1970.
  • Хрестоматия для чтения в детском саду и дома. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  • Составитель Л.Н.Елисеева – Хрестоматия для маленьких.
  • Интернет-ресурсы.
Страница обновлена 06.08.2019