Семинар-практикум для родителей
«Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»

Цель:

  • оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  • познакомить родителей с понятиями детско-родительских отношений, благополучия в семье и стилями семейного воспитания;
  • способствовать адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях;
  • формировать позитивные установки на отношение к окружающему миру и понимание родителями собственного ребёнка.

1. Ход семинара-практикума

  • Психологическое благополучие в семье

     – Добрый день, уважаемые родители. Тема сегодняшней встречи «Психологическое благополучие ребёнка в семье». Так как в названии темы существует такой термин, как «семья», с него мне бы и хотелось начать.
      Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание и развитие личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

      Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
      Каждый из вас по-своему понимает т трактует данную тему. С точки зрения психологии, благополучие в семье может включать следующие составляющие:

  • психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка; порядок появления ребёнка в семье;
  • роль матери и отца в воспитании;
  • формирование «Я-концепции» личности в семье;
  • стиль семейных отношений.

2. Дискуссия «Семейные отношения»

- Что на ваш взгляд, включает в себя понятие «семейные отношения»? (обсуждение)
Семейные отношения – это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятие в семье нормы поведения всех членов.
- А сейчас предлагаю вам послушать отрывок из рассказа Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»:
«Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам. Он пытался было воздействовать на неё, что нельзя так-то уж, но получал железный отпор… Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она ни слова не говоря умотала к своим. Колька взял Нину – дочку, пошёл в магазин, выпил, пришёл домой и стал ждать. И когда явились тесть с тёщей, вроде не так тяжко было толковать с ними.
- Ты смотри, смотри-и, парень!
Говорили в два голоса тесть и тёща и стучали пальцами по столу – Ты смотри-и! Для тебя мы её растили, чтоб ты руки тут распускал?! Не дорос!... Тут они поперли на него в три голоса:
- Кретин! Сволочь!
- А вот мы счас милицию! А?
- Живёт на всё готовенькое, да ещё! Сволочь!
- Голодранец поганый! Кретин!
Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тёщу. Негромко, но убедительно сказал:
- Если не прекратите орать, я вас всех, падлы… всех уложу здесь!
С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину».

Вопросы после чтения отрывка:

  • Выскажите, пожалуйста, своё мнение об эмоциональной окраске семейных отношений в доме маленькой Нинки?
  • Как ребёнок может реагировать на такие ситуации?
  • Вспомните и приведите примеры из своих наблюдений, как дети копируют в своём поведении отношения взрослых в семье.

- Согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяет наше настроение? (ответы родителей)
Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим напряжением взрослых и детей, эмоционально неуравновешенная, формирует детей неуживчивых, истериков или запуганных, мрачных людей.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.
К детско-родительским отношениям можно отнести следующие понятия:

  • доверие;
  • сопереживание;
  • принятие;
  • умение выслушать;
  • эмоциональные потребности.

3. Практические задания для родителей

- Сформулируйте свой способ реагирования в следующих семейных ситуациях:

  • Уже поздно, ребёнку пора идти спать, но ему не хочется, а муж всё-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребёнку ещё немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж настаивает на своём. Вы…
  • Муж наказал ребёнка, но Вам кажется, что проступок не столь серьёзен, и Вы начинаете играть с ребёнком. Муж недоволен этим. Вы…
  • Вам обоим нужно задержаться на работе, а с ребёнком некому побыть. Вы считаете, что Ваши дела важнее и это должен сделать муж, но он не соглашается. Вы…

Родители обсуждают в микрогруппах стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребёнка.

         Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:

  • авторитарный – характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны;
  • либеральный – низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребёнка. Хотя родители открыты дли общения с детьми, доминирующее направление – от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе;
  • индифферентный – с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обременённости собственными проблемами не остаётся сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

- На завершающем этапе нашего семинара-практикума предлагаю вам «заселить» СОСТАВЛЯЮЩИМИ благополучный дом, в котором существуют фундамент, стены, крыша, труба с дымом.
Родители выполняют задание в группах, затем все вместе обсуждают.

4. Подведение итогов

- Подведя итог нашей сегодняшней встречи, хочется сказать, что психологическое благополучие в семье, его климат, в основном зависит только от вас, от ваших эмоций, душевного равновесия, эмоциональной стабильности. Климат семьи – индикатор того, как всё-таки в доме живётся ребёнку, что чувствует он, находясь с вами, унижен ли, парит ли в небесах. Чем более ориентированы родители на предоставление возможности выбора ребёнку, понимают и чувствуют, чего хочет ребёнок, чем больше они уделяют ему внимания и ребёнок занимает важное место в их жизни, а также чем более чётко описывают они свои требования, сдерживают обещания, тем более психологически благополучен ребёнок.

Страница обновлена 22.08.2019