Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Мокеевский детский сад

Семинар-практикум для родителей
«Особенности семейного воспитания»

Цель:

  • просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.

Задачи:

  • познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
  • побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
  • развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Материал:

  • чаша на листе ватмана;
  • цветные сердечки (на каждого играющего);
  • маркеры, фломастеры;
  • ленты для игры.

Ход семинара-практикума

     - Здравствуйте, дорогие родители! Я рада вас видеть. Сегодня наша встреча посвящена особенностям семейного воспитания.
Мы –  люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – мы все родители своих детей.
      «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет — вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства», - так считал Сухомлинский.
      - А начать нашу беседу я хочу с притчи.
Притча
      Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. «Он спасёт вас!» — сказал им мудрец.

   Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… «И тот не он…» — говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
      Но вот взошла Утренняя Звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник? Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребёнок. Где-то заплакал ребёнок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
- А плач ребёнка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
      Так люди увидели ребёнка – свою надежду. Ребёнок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода, ведь именно ему жить в будущем.
- Душа ребёнка – это полная чаша. (На доске чаша, вырезанная из листа ватмана.)

- Каким вы хотите видеть своего ребёнка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?
- У каждого из Вас есть сердечко, напишите на нём качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка и поместите его в чашу.

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребёнка!
      А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Кому, как ни нам, знать, что для ребёнка весь мир – это его семья. 
- Что такое семья? (Ответы родителей).
- Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники, тепло и уют, мир и понимание.
      Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребёнка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребёнка – созидательную или разрушительную.
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.
Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью. Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.
         Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Мой ребенок как хочу, так и воспитываю. Ну вот, сейчас будут учить.
Однако, как бы это ни звучало парадоксально, воспитание может быть неправильным. Нет, учить я вас не буду.  Я хочу обратить ваше внимание, на типы воспитания, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать

     1. Потворствующая гиперпротекция или «Кумир семьи».
Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребёнку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Язы­ческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной». Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребёнка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любу­ясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребёнок, твёрдо веря в свою исключительность, растёт капризным, своевольным эго­истом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстаёт от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.
      2. Доминирующая гиперпротекция или «Гиперопека».  
Уже само название «гиперопека» подчёрки­вает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребёнка. Такой ребёнок лишён самостоятельности и не стремится к ней. Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребёнок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей, «разработали» её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс-контролем» их ребёнок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твёрдо знает: это надо сделать так, а это — так... Довольно часто при гииперопеке ро­дители возносят ребёнка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребёнком, но и «готовят» вундеркинда. Ребёнок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое – а он не может, оно холодное, и вдруг... ан­гина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубо­ко, вдруг захлебнётся. Он в самом деле неповторим... и, ве­ря в это, ребёнок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека лишает творческого начала.
Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающая­ся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции про­теста
Упражнение «Диктат»
Цель:

  • осознать права ребёнка и принять их;
  •  нельзя принимать решение за ребёнка.

Для этого упражнение нужен «доброволец», который будет играть роль ребёнка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

  • Если ребёнок капризничает, говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (Добровольцу завязывается область сердца.)
  • Если ребёнок без разрешения берёт вещи, которые ему не положено брать, говорим: «Не трогай!» (У добровольца завязываются руки.)
  • Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), говорим: «Не бегай!» (У добровольца связываются ноги.)
  • Если взрослые разговаривают, а ребёнок слушает их разговор, реагируем: «Не слушай!» (Добровольцу завязывают уши.)
  • Если ребёнок кричит, оглушая нас, говорим ему: «Не кричи!» (У добровольца завязывают рот.)

- А сейчас давайте спросим нашего ребёнка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребёнок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

     3. «Гипоопека» - другая крайность наших воспитательных воз­действий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребёнок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности во­обще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки.
Всё это отражается на психике ребёнка, и он со време­нем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребёнка, пре­следует его потом всю жизнь.
      4. Эмоциональное отвержение или «Ежовые рукавицы».
Когда ребёнка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нём срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребёнок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
      5. «Воспитание по типу повы­шенной моральной ответственно­сти».
На плечи ребёнка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста.
Свои не оправдавшиеся надежды родители мечтают реализовать в детях.
Ребёнку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
      6. «Воспитание «в культе болезни», когда ребёнок болеет достаточно серьёзным хроническим заболеванием.
Боясь, что ребёнок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания. Ребёнок пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им. Ребёнок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
Такой ребёнок – маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего, ждёт сочувствия и сострадания от всех, с трудом приспосабливается к действительности.
      7. Жестокое обращение с детьми.
На первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
      8. Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания.
Резкая смена стиля приёмов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

     Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определённые обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Упражнение «Супермаркет»

      Представьте себе, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нём три этажа:
На первом этаже продаются дешевые товары низкого качества.
На втором этаже – обычные товары средней цены и качества.
На третьем этаже – самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
- На каком этаже вы бы хотели приобрести товар? 
      Мы конечно же, всегда хотим, чтобы дети, образно выражаясь, соответствовали третьему этажу: были умными, добрыми, ответственными, честными, воспитанными, интеллигентным и т.д. Эти дети впоследствии должны стать профессионалами в определённой сфере деятельности. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. В нём есть что-то от первого, второго и третьего этажа. Часто бывает, что ребёнок растёт и чувствует мир не так, как этого хочется взрослому. Он другой человек, он личность, он уникален, он индивидуальность. Он думает и чувствует совсем иначе. И необходимо принимать ребёнка таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами ведь вы его любите за то, что он ваш и что он с вами рядом.
         И вы задумайтесь, какой из этих негативных типов воспитания используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в ко­торых может появится червоточина, которая уничтожает их. И лишь при разумном сочетании любви и строгости Вы вкусите желаемые плоды.