Семинар-практикум для родителей
«Играем вместе»

Цель:

  • просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников;
  • расширять знание родителей об особенностях игры в младшем дошкольном возрасте.

Задачи:

  • развитие навыков группового взаимодействия;
  • познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребёнком;
  • воспитание познавательного интереса к освещённой теме.

Материал:   клубки ниток; крупа; ёмкость с водой; ёмкость с песком; бумага; крышки, камешки, шишки и т.д.

Ход семинара-практикума

1. Вступительной слово

      – Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас семинар-практикум на тему “Играем вместе”.
      - И сейчас я вам хочу рассказать кратко об особенности игры, в дошкольном возрасте ориентируясь на возрастные особенности ваших детей. Рассказ свой мне хочется начать с высказывания Сухомлинского: “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”.
      Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют колоссальное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

      В возрасте 3–4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
      Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно они любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки мамина косметика и папины инструменты. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться со взрослыми и с детьми. Очень полезны для детей такие игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности и др. Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима “пища”. Поэтому-то так важно научить ребёнка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов. Взрослые должны организовать среду вокруг ребёнка таким образом, чтобы он получил возможность развивать эти анализаторы. Ребёнку нужно научиться переживать различные телесные ощущения, знакомиться с разными запахами, звуками и т.д. В процессе такого экспериментирования у ребёнка рождаются новые ощущения, появляется новый опыт, происходит сенсорное развитие. Если ребёнок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться.
      Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

– Вспомните, пожалуйста, а какие игрушки были у вас в детстве? (ответы родителей)
– Назовите свои любимые игрушки? (ответы родителей)
– Как вы думаете, а какие игрушки нужны вашим детям? Какие вы приобретаете игрушки своим детям? (ответы родителей)
– Как вы считаете, сколько должно быть у вашего ребёнка игрушек? (ответы родителей)

     Детский психолог А.С.Спиваковская на этот вопрос отвечает так: “Чем меньше возраст ребёнка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения”. Объем внимания ребёнка ещё невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребёнок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создаётся впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.
      Какие же игрушки нужны малышу?
      Приобретение игрушек для малыша – одна из приятных и вместе с тем чрезвычайно сложных задач, стоящих перед родителями. С одной стороны, изобилие кукол, машинок, паровозиков, меховых зверюшек на прилавках магазинов радует наш глаз. Но с другой стороны, делая покупку, бывает трудно сориентироваться, разобраться и выбрать ту единственную и нужную игрушку, которая будет в полной мере способствовать физическому и умственному развитию малыша, учитывать его возрастные особенности и, возможно, станет самой любимой. Ведь очень часто понравившиеся нам игрушки, к сожалению, не привлекают внимание ребёнка, а какой-нибудь сломанный паровозик, который мы давно собираемся выбросить, является любимой игрушкой нашего сынишки. А бывает и так: весь дом заполнен игрушками, но малыш с ними не играет... Вернее, он с радостью встречает каждую новую игрушку, но проходит совсем немного времени, и он её забывает. Мама и папа, думая, что имеющиеся игрушки чем-то не подходят их ребёнку, покупают всё новые и новые. Многие родители понимают, что совсем не обязательно и даже не желательно иметь в доме большое количество игрушек. Главное, чтобы все они были в какой-то степени полезными, а не пылились на полках или в ящике.
      Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?
      Выбирая игрушку ребёнку, следует учитывать его возрастные особенности.
      Игрушки для детей 3–4 лет в первую очередь должны способствовать развитию бега, крупной и мелкой моторики и речи. Для развития бега подойдут мячи или шары средних размеров, различные игрушки на колёсиках, где можно привязать верёвочку – чтобы ребёнок бегал с ними и оглядывался назад.
      Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрёшки, баночки и мисочки. Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые), кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребёнку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр. Примерно с двухлетнего возраста дети могут проводить время с настольными играми, многие из которых также способствуют развитию речи.
      Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Ребёнку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным. А ведь нам, взрослым, иногда кажется, что чем крупнее игрушка, тем больше она поразит воображение нашего ребёнка. Слишком маленькие игрушки (мелкая мозаика, маленькие шарики, игрушки из “Киндер-сюрпризов” и др.) также не рекомендуется давать маленьким детям, так как малыш может проглотить их
      Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без острых углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребёнка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком.
      Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать её в играх.
Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разного цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.
      Во все времена огромной популярностью у детей пользовались самодельные игрушки. О том, что это за игрушки и как их можно изготовить самим, мы поговорим подробнее.
      Купленная в магазине игрушка редко бывает многофункциональной, то есть она, как правило, предназначена для отработки только одной функции (памяти, внимания и т.д.) или только одного навыка. А можно использовать игрушки, сделанные руками родителей и детей или использовать различный бросовый материал или предметы заместители. Если ребёнок принимал участие в изготовлении игрушки, он, как правило, не бросит её, поиграв один раз. Ведь она станет результатом вашего совместного труда, будет любима ребёнком и принесет ему радость и пользу.
      Сделать игрушку можно из любого “бросового” материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др.
      Покажите малышу, как можно играть с новой игрушкой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

2. Практическая работа

Упражнение “Чемодан чепухи”

      Ведущий выносит коробку, где лежат различные предметы: клубки ниток, крупа, ёмкость с водой, ёмкость с песком, бумага, крышки, камешки, шишки и т.д.

Предложить родителям всё это рассмотреть и подумать, для чего это нужно, и что с этим всем делать.
      -Все эти предметы мы с вами можем использовать для игр.

Игра “Аукцион идей”

      – Придумайте и назовите игры с предметами, лежащими на подносах. Кто больше назовёт, тот и выиграл.

3. Подведение итогов

      – Таким образом, выбирая игру или игрушку для ребёнка, лучше следовать главному принципу: она должна соответствовать возможностям ребёнка, быть привлекательной для него и соответствовать его возрастным особенностям. И тогда любая игра, в которую играет ребёнок, будет полезной для него и способствовать эффективному развитию.

Страница обновлена 22.08.2019