Семинар-практикум для педагогов
«Сенсорное воспитание детей
младшего дошкольного возраста»

Цель:

  • Обогащение представлений педагогов об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста через организацию сенсорных игр.

Задачи:

  • ознакомить педагогов с особенностями сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

Подготовительная работа:

  • подборка и оформление рекомендаций по теме семинара;
  • оформление фотовыставки «Мы играем», литература, пособия, игры;
  • изготовление «ящика ощущений».

1. Вступительная часть

     – Добрый день, уважаемые коллеги! Я предлагаю решить проблемную ситуацию: узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений» (предлагается ощупать предмет и высказать свое предположение об объекте).

      – Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным.
      - Сегодня я предлагаю пройти путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приёмами, способствующими сенсорному развитию детей, играми, и в итоге узнаем, что находится в ящике.

Игра-разминка «Мозговой штурм»

- Для начала игра – разминка «Мозговой штурм»:

  • Сенсорная система – это….
  • Можно ли учить трёхлетнего ребёнка?
  • Играет ли малыш, когда тянет за верёвочку машину?
  • Что значить уметь играть?

2. Основная часть

 «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста и его значение»
      Все дети разные, и развиваются они по-разному, но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, соответствующий возрастной норме.
Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Сенсорно-моторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребёнка со взрослыми, которые учат его воспринимать окружающий предметный мир. Ведущая деятельность детей 1-3 лет – предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребёнком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учёбе. Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся в группе, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память. Хотя ребёнок младшего дошкольного возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинает накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета. А это значит, что ребёнка следует знакомить с шестью цветами спектра (исключить голубой, т. к. дети путают его с синим), белый и чёрный, а также формы: круг, квадрат, овал, прямоугольник. Для развития цветового зрения – коробки с цветными табличками и др. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия – комплект конструктивных треугольников, мозаика. Материалы для развития осязания: для различения на ощупь структуры поверхности – шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, «книги» с тканью. Чтобы привлечь внимание ребёнка к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Дети 3-го года жизни могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывать мозаику, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Обучая малыша простейшим продуктивным действиям необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании на втором-третьем году жизни: дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Практическое задание «Передай по кругу»
       Предлагается выполнить задание «Передай по кругу»: придумать и записать действия, которые можно совершить с перечисленными материалом для выявления его свойств. (На листе записаны слова: вода, песок, камни, пуговицы, бумага. Упражнение выполняется до тех пор, пока все листы не пройдут полный круг.)
- Действительно, песок, вода, глина, бумага, крупные пуговицы – любимые материалы для игр и занятий детей младшего дошкольного возраста. Именно, игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу ориентирования ребёнка в окружающем мире.
- А теперь попробуйте ещё раз определить объект по известным нам свойствам. (варианты ответов)

3. Заключительная часть

      – И у взрослого и у ребёнка познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребёнок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

Страница обновлена 22.08.2019