Семинар-практикум для педагогов
«Организация работы по сенсорному развитию дошкольников»

Цель:

  • закрепить представления о содержании и особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Ход семинара-практикума

1. Игра «Ручеёк радости»

Участники берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий легко пожимает руку стоящему рядом игроку – «передаёт радостное настроение». Игрок открывает глаза, пожимает руку следующему и т.д. «Ручеёк радости» должен вернуться к ведущему. Все улыбаются друг другу.
Педагоги делятся на две команды и занимают свои места в соответствии с цветом.
- Знакомство с сенсорными эталонами у дошкольников может происходить во всех видах деятельности. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, в дидактических играх дети учатся выделять основные признаки предметов.
- Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники? (Цвет, форма, величина, пространственное положение.)

2. Презентация дидактических игр
Ведущий предлагает представить от каждой команды игру, направленную на определение того или иного признака предметов (задание по изготовлению игр было дано заранее).

3. Игра «Определите основную цель игры»

Каждая команда получает карточку с названием игры: педагоги должны определить основную цель этих игр.
а) «Подбери одинаковые предметы»;
б) «Каждый предмет в свою коробочку».
Ответ: учить группировать предметы.

4. Игра «Бродилка»

Один участник от каждой команды получает карточку с описанием маршрута. По его ходу он должен выполнить по два дополнительных задания, направленных на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.
Команда 1.
Задание 1: «Одень куколку!»
Задача – подобрать к силуэту куклы одежду по цвету.
Задание 2: «Найди на ощупь» («Сухой бассейн»)
Найти, например, только насекомых (пуговицы, геометрические фигуры и др.)

Команда 2.
Задание 1: «Посади бабочку на цветок!»
Задача – приложить силуэт бабочки к цветку по цвету.
Задание 2: «Пересыпь крупу»
При помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной ёмкости в другую (пересыпать крупу можно и руками).

5. Игра «Передай рисунок»

Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т.п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.

6. Игра «Угадай-ка»

Ведущий предлагает представителю от каждой команды угадать по 4 объекта, используя:

  • слуховой анализатор (шуршание целлофанового пакета и бумаги, звук льющейся воды и стук молотка);
  • тактильный анализатор (определить геометрическую фигуру, посчитать пуговицы, определить материал – вельвет и кожу);
  • обонятельный анализатор (ароматы лимона, мяты, кофе, жареных семечек).

7. Упражнения на развитие ассоциативной памяти «Парочки»

Ведущий называет слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Участники игры далее по первому слову должны вспомнить второе и назвать всю пару:
праздник – подарок
дом – окно
лимонад – прохлада
стол – пирог
печь – дрова
шапка – шарф
ваза – цветок
пчела – мёд
пылесос – уборка
город – улица
блины – сковорода
конура – собака

8. Игра «Аплодисменты»

- Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души как приятное всеобъемлющее волнение.
- У нас сложилась очень хорошая атмосфера, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Итог семинара

Каждый педагог получил возможность проявить своё творчество, обменяться своим опытом с коллегами и получить ответы на волнующие их вопросы по сенсорному развитию дошкольников.

Страница обновлена 22.08.2019