«Самовар кипит, уходить не велит»
(развлечение для детей и родителей)

Цель:

  • Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Познакомить детей и родителей с историей возникновения самовара.
  • Расширить словарный запас детей.
  • В игровой форме повторить с детьми знакомый материал.
  • Воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
  • Вызвать у детей интерес к традициям русского народа.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной обстановки и богатой предметно-развивающей среды.

Оборудование и материалы: (дополнительные материалы)

  • ТСО (ноутбук, колонки, экран);
  • презентация «Чудо-самовар»;
  • музыка: «Пых-пых, самовар», русская народная мелодия;
  • пособие «Самовар» («живая» картинка);
  • муляжи пирожков на тарелочке;
  • муляжи овощей и фруктов в корзине;
  • два маленьких подноса, один большой поднос;
  • чашки и блюдца (пары разного цвета);
  • самовар на столе;
  • баранки из картона и два цветных шнурка;
  • фигурки героев русской народной сказки «Курочка Ряба»;
  • сушки на шнурке в мешочке для угощения.

Ход развлечения

Звучит музыка «Пых-пых, самовар». Дети с родителями заходят в зал.

- Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гости дорогие, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному, посиделками называется.
Дети и родители садятся.
- В старые добрые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей посмотреть и себя показать.

Просмотр презентации «Чудо-самовар»

Слайд 1
А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего!
Слайд 2
Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил наш народ из самовара.
Слайд 3
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи.
Слайд 4
Самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Самовар означал достаток, благополучие, семейный уют.
Слайд 5
Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами.
- А что же такое самовар? (ответы детей, затем родителей)
Слайд 6
Самовар – старинное русское изобретение для нагревания воды.
Слайд 7
Внутри такого самовара находилась труба, в которую засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Поджигали их лучиной – тонкой щепой из смолистой сосновой или еловой древесины, потом раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала.
Слайд 8
Трудно сказать, когда появились первые самовары в России. Их прадедушкой был медный сбитенник. Это круглый чайник с внутренней трубой и поддувалом. Готовили в нём сбитень, очень полезный и вкусный старинный русский напиток из мёда с пряностями.
Слайд 9
Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки, краники делали в форме разных животных.
Слайд 10
Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Форма самоваров всё время менялась.
Слайды 11-14
Каких только самоваров не делали: и конические, и овальные, и гладкие, и гранёные.
Слайд 15
Самыми востребованными видами самоваров были: самовар-банка,
Слайд 16
самовар-рюмка,
Слайд 17
самовар-жёлудь,
Слайд 18
самовар-репка,
Слайд 19
самовар-яйцо,
Слайд 20
самовар-шар.
Слайд 21
Самоварами пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой цели использовали дорожные самовары.
Слайд 22
А вот самый маленький самовар. Увидеть его можно только с помощью увеличительного стекла.
Слайд 23
Около ста лет назад туляки изготовили очень большой самовар. Весил он 100 кг. В него можно было налить 250 л воды. Вода вскипала в таком самоваре за 40 минут, а остывала 2 дня.
Слайды 24-26
А это современные самовары.
Слайд 27
Приятного чаепития!

Артикуляционная игра «Самовар»

- Как вы думаете, почему самовар назвали самоваром? (Ответы детей, затем родителей.)
- Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит, отсюда и слово произошло – самовар.
- Ребята, давайте покажем, как самовар выпускает пар.
Показываю детям пособие «Самовар» и читаю рифмовку:
Самовар уже кипит –
И пыхтит, пыхтит, пыхтит: «П! П! П!»
Одновременно с произнесением звука «П» на пособии выпускаю из самовара «пар», приводя в движение подвижный элемент пособия. Дети повторяют динамическое артикуляционное упражнение вслед за мной.

Пальчиковая игра «Пирог»

- Вода в самоваре почти закипела. Ребята, давайте к чаепитию напечём пирогов.
Тесто ручками помну,                             (сжимать и разжимать пальчики)
Пирог я сладкий испеку.                (имитация лепки пирожков)
Серединку смажу джемом,            (круговые движения одной ладошкой)
А верхушку сладким кремом,       (круговые движения другой ладошкой)
И кокосовою крошкой
Присыплю я пирог немножко.      (имитация посыпания крошки)
После чая заварю,
В гости друга приглашу.               (позвать рукой)
- Посмотрите, каких пирогов мы напекли.
Показываю муляжи пирожков на тарелочке.

Дидактическая игра «Найди ягоды»

- Ой, а про варенье-то совсем забыли. Из чего можно сделать варенье? (Ответы детей.)
- Василиса прислала нам гостинец со своего огорода. Может там есть ягоды? Давайте разложим всё на подносы: на один поднос положим фрукты, на другой – овощи, а ягоды оставим в корзине.
Дети раскладывают овощи и фрукты на подносы.

- Что было в корзине? (Овощи и фрукты, ягод нет.)

Подвижная игра «У медведя во бору»

- Ребята, где ещё можно взять ягоды? (В лесу.)
- Придётся идти в лес.
Дети встают у стульчиков, шагают на месте.
- В лес пришли, а тут большой медведь. Скучно ему одному. Хотите с ним поиграть? (Да!)
Провожу подвижную игру «У медведя во бору» 1-2 раза. В роли медведя один из родителей.
На стуле сидит «медведь», делает вид, что спит. Дети ходят, собирают «грибы» и «ягоды», приговаривают:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь всё спит
И на нас не глядит!
На последних словах «медведь» просыпается, рычит и бросается догонять детей. Дети убегают от него на стульчики.

- Молодцы, ребята. Не смог вас догнать медведь.

Динамическое упражнение «Вкусное варенье»

- А пока вы с мишкой играли, наварила я варенья:
Хороши блины с вареньем   (показать большой палец, остальные сжаты в кулак)
Лучше всякого печенья,
Надо губки облизать            (облизать кончиком языка верхнюю губу, затем нижнюю)
И спасибо всем сказать!

Дидактическая игра «Накроем на стол»

- А теперь, ребята, помогите мне накрыть на стол. Поставим чашки и блюдца. Пара – чашка и блюдце, должны быть одного цвета.
Дети расставляют чашки, родители следят за правильностью выполнения задания.
- Молодцы, ребята! Справились с заданием, расставили посуду правильно.

Игра «Бусы самовару»

- Что-то у нашего самовара совсем не праздничный вид. Давайте его украсим. Чем можно украсить самовар? (Ответы детей и родителей.)
- Наш самовар мы украсим бусами из сушек и баранок.
Двое родителей встают у самовара, держат цветные шнурки. В нескольких метрах от них стоят два стула с баранками из бумаги. Под русскую народную мелодию дети бегут от самовара к стулу, берут баранку, возвращаются к самовару и отдают баранку одному из родителей; родители собирают баранки на шнурок. Игра продолжается, пока все баранки не будут собраны. Побеждает та команда, которая первая закончит собирать бусы.

Настольный кукольный театр – сказка «Курочка Ряба»

- Во время чаепития можно и сказки рассказывать да слушать. Ребята, вы любите сказки? (Да!)
- Уважаемые родители, наши дети знают, как надо в куклы играть и как сказки рассказывать. А мы хотим проверить – умеете ли вы играть в куклы и рассказывать сказки.
Двое родителей выходят к столу и выбирают себе героев сказки.
- А теперь, ребята, сидите тихонько и внимательно смотрите сказку. Следите за тем, чтобы всё было правильно. А сказка называется «Курочка Ряба».
Я рассказываю сказку, родители выполняют куклами действия по тексту.
- Ребята, понравилась вам сказка в исполнении родителей. Давайте похлопаем им.

Сюрпризный момент

- Ребята, пока вы аплодировали нашим актёрам, мышка мне на ушко нашептала, что самовар наш не пустой. Можно я посмотрю, что в нём лежит? (Да!)
Подхожу к самовару, достаю мешочек с бусами из сушек.
- Что это такое? (Бусы из сушек.)
Угощаю детей сушками.
Затем под музыку «Пых, пых, самовар» дети с родителями уходят из зала.

 Используемая литература:

  • Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции/ О.А.Новиковская. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 206, [2]с.: ил.
  • Пальчиковые упражнения для развития речи м мышления ребёнка. / С.А.Шанина, С.А.Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010, - 249 с. – (Готовимся к школе).
Страница обновлена 22.08.2019