Родительское собрание
в подготовительной к школе группе
«Велосипед – не игрушка, а средство передвижения»

Цель:

  • Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием водителей велотехники.

Задачи:

  • Познакомить родителей с историей велосипеда.
  • Повторить с родителями правила безопасного поведения для велосипедистов.
  • Обобщить знания родителей по оказанию первой медицинской помощи при падении с велосипеда.
  • Разъяснить родителям необходимость изучения и отработки с детьми правил дорожного движения.

     Материал и оборудование: листы бумаги и ручки на каждый стол; большое изображение велосипеда, карточки с названиями деталей велосипеда (руль, ручки тормозов, седло, фара, рама, тормоз передний, тормоз задний, вилка, шина, спицы, цепь, каретка, обод, переключатель скоростей); аптечка, бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, бактерицидный пластырь, бактериальные салфетки, бахилы, таблетки, микстура от кашля, медицинские перчатки; магниты, доска; различные предметы одежды (среди них велосипедный шлем, перчатки, спортивная одежда и обувь, светоотражающий жилет); две куклы, чистая вода, жидкое мыло, грелка со льдом; велосипед; ноутбук, проектор, экран.

Ход мероприятия

Слайд-шоу «В лето на велосипеде».

Собрание проходит в комнате «Школа Светофорика». Пока все собираются и рассаживаются за столы, на экране демонстрируется слайд-шоу «В лето на велосипеде».
Родительское собрание проходит с опорой на презентацию.

Слайд 1 – Разгадывание кроссворда: определение темы собрания.
- Добрый день, уважаемые родители! В начале нашей встречи я предлагаю вам немного поиграть. Многие любят разгадывать кроссворды. И сегодня я предлагаю Вашему вниманию небольшой кроссворд, разгадав который, Вы узнаете тему нашего собрания.
На экране появляется кроссворд. По мере отгадывания, в клеточках появляются слова.

Кроссворд: - Велосипед - не игрушка, а средство передвижения

1.      – Дзынь-дзынь-дзынь! -
я бью тревогу. –
Уступите мне дорогу.
Никуда мне не свернуть,
У меня – по рельсам путь.
(Трамвай)

2.      На столбе висят три глаза,
Мы его узнали сразу.
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит:
Кто куда поехать может,
Кто идёт, а кто стоит.
(Светофор)

3.  В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)

4.  Он предназначен только для пешеходов – движение транспортных средств по нему запрещено.
(Тротуар)

5.       Прочихается мотор –
Выбегает на простор.
И по звонкой улице
Он бежит волнуется.
Рынок, почта и вокзал,
Чтоб никто не опоздал.
(Автобус)

6.  Как называются дорожные подсказчики?
(Знаки)

7.       Птица редкая в небе плывёт
И в когтях человека несёт.
(Дельтаплан)

8.       Служит для пересечения пешеходами улицы.
(Переход)

9.       Нужна для передвижения людей и транспорта.
(Дорога)

В выделенных клетках появляется слово «ВЕЛОСИПЕД».

Слайд 2 – Тема родительского собрания.
- Да, это велосипед. И тема нашей встречи «Велосипед – не игрушка, а средство передвижения».
Слайд 3 – Беседа «Причины ДТП с участием детей».
- С началом весенне-летнего периода забот у сотрудников ГИБДД традиционно прибавляется. Причина тому – юные велосипедисты, которые хотят почувствовать себя полноправными участниками дорожного движения. Но в погоне за самостоятельностью и «взрослостью» дети часто пренебрегают элементарными правилами безопасности. И последствия у этого могут быть самые плачевные… Статистика говорит о том, что наибольшая часть наездов на велосипедистов случается с 12 до 15 часов, а каждый второй пострадавший – в возрасте от 11 до 13 лет. Из ста детей-велосипедистов, попавших в дорожные происшествия, погибают более десяти. А ведь большинства таких ситуаций можно было бы избежать, если заранее объяснить ребёнку несколько простых правил поведения за рулём «железного коня».
- Уважаемые родители, как вы думаете, каковы же основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей? (Ответы родителей.)
Слайд 4 – Основные причины ДТП с участием детей.
Все ответы родителей обобщаю и делаю вывод.

- Вы назвали много различных причин из-за которых дети попадают в ДТП. Основные из них:

  • Несоблюдение Правил дорожного движения.
  • Неумение ориентироваться в дорожной обстановке.
  • Слабые навыки владения техникой управления велосипедом, особенно в условиях дорожного движения.

Слайд 5 – Работа в группах.
- Представьте ситуацию: вы собираетесь купить ребёнку велосипед или уже купили. Предлагаю Вам, посовещавшись, написать основные темы, которые Вы затронете при обучении ребёнка безопасному поведению с велосипедом на улице.
Родители представляют свой план работы при обучении ребёнка безопасному поведению с велосипедом на улице.
Слайд 6 – Видеоурок «Велосипед».
- Предлагаю вашему вниманию посмотреть, что в первую очередь надо объяснить ребёнку, чтобы избежать беды.
Слайд 7 – История велосипеда.
- Кто может сказать, кто и когда изобрёл велосипед?
- Как вы думаете, из какого материала изготавливались первые велосипеды?
Слайд 8
- Пра-пра-прадед велосипеда был довольно смешным сооружением. Представьте себе деревянный двухколёсный самокат, на котором можно было передвигаться, только отталкиваясь ногами от земли. Когда изобрели такое чудо, точно неизвестно, но изображения подобных машин встречаются уже не средневековых фресках.
Слайд 9
- Учёные до сих пор не могут сойтись во мнении, кто изобрёл велосипед. Известно, что 500 лет назад итальянский мыслитель, художник и учёный Леонардо да Винчи сделал эскиз экипажа, который по строению очень напоминал, современный велосипед.
Слайд 10
- Однако принято считать, что начало развитию велосипеда положили машины, созданные в 18 веке одновременно немецким мастером М.Касслером
Слайд 11
- и французским графом де Сиврак. Они представили публике свои изобретения – прообразы современного велосипеда, -  у которых ещё не было управляемого колеса и передвигаться они могли только по прямой. 
Слайд 12
- Революцию в изрядно застоявшемся деле изобретения велосипеда произвёл баварский лесничий Кард Фридрих фон Дрез. Он придумал переднее поворотное колесо, благодаря которому можно было изменять направление движения на ходу. Своё транспортное средство, позже названное дрезиной (от фамилии изобретателя Дрез), он запатентовал в 1817 году. Так началась история совершенствования велосипедной конструкции. Вскоре деревянные самокаты с управляемым колесом, как модный спортивный снаряд, быстро обрели популярность в аристократической среде.
Слайд 13
- В Англии такие аппараты получили название bone shaker, то есть «костотряс». Позже за ними закрепилось название «велосипед», произошедшее от двух латинских слов: «велокс» - быстрый и «пед» - нога. Затем это слово перешло и в русский язык. К середине 1860-х годов «костотрясы» стали изготавливаться из металла, а не из дерева, как прежде.
Слайд 14
- В 1868 году в Париже начался выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо. А несколькими годами позже началась эра высоких велосипедов, называвшихся в России «пауками».
Слайд 15
- Спустя 20 лет в Англии началось производство велосипедов «сейфти», то есть «безопасных велосипедов».
Слайд 16
- Действительно, по сравнению с громоздкими и высокими «пауками», падение с которых легко могло обернуться для незадачливого седока тяжёлыми травмами, эти машины, на которых можно было сидеть, доставая землю ногами, было прям-таки символом безопасности. Неудивительно, что к концу 1880-х годов «безопасные» начисто вытеснили из употребления «пауков».
Слайд 17
- К тому времени велосипед, хотя и получил уже своё новое название, по сути, всё ещё оставался «костотрясом», потому что колёса его были жёсткие. В 1888 году ветеринар из Шотландии Джон Бойд Данлоп изобрёл пневматическую велосипедную шину и воздушный вентиль для неё.
Слайд 18
- Скоро усовершенствовали и раму. И с этого момента практически сформировался современной облик велосипеда. Дальнейший прогресс был направлен на увеличении надёжности и удешевление производства веломашин.

Слайд 19
- Также стали разрабатывать велосипеды более узкого назначения,
Слайд 20
- такие как горные, шоссейные, дорожные и даже семейные.
Слайд 21
- В наши дни жители многих стран пользуются услугами велосипеда, отдавая ему предпочтение перед автомобилем.
Слайд 22 – Игра «Анатомия велосипеда»
- Настоящий велосипедист должен знать своего «коня». А Вы знаете, из чего состоит велосипед? Попробуйте соединить названия деталей велосипеда с соответствующими частями на рисунке.
На доске изображение велосипеда. Рядом на столе лежат таблички с названиями деталей велосипеда. Двое из родителей выходят, соединяют таблички с названиями с соответствующими частями на рисунке.
Слайд 23
На экране появляется изображение велосипеда с подписанными деталями.
- Давайте проверим, всё ли правильно совместили наши уважаемые участники.
Слайд 24 – Безопасность велосипедиста: экипировка.
- Сев за руль велосипеда, ребёнок становится водителям. Только в отличие от водителя автомобиля велосипедист не защищён металлическим корпусом машины, поэтому ему необходимы индивидуальные средства защиты.
- На столе лежат разные предметы одежды. Выберите те, которые необходимы велосипедисту для защиты, и поясните свой выбор.
Один из родителей выходит к столу, выбирает необходимые для велосипедиста предметы одежды, объясняет свой выбор.
Слайд 25
На экране появляются индивидуальные средства защиты: шлем, перчатки, наколенники, налокотники. Обобщаю сказанное, делаю вывод.
- Одежда должна быть удобной, чтобы во время поездки ничто не отвлекало вас от дороги, а также обеспечивающей безопасность. Перчатки защитят руки от мозолей, ветра и яркого солнца. Шлем спасёт голову от ушибов при падении. Старайтесь надевать облегающую спортивную одежду и кроссовки с рифлёной подошвой. Брюки должны быть книзу заужены или закатаны, так как широкий низ штанины может попасть между кареткой и цепью. В тёмное время суток на одежду необходимо прикрепить фликеры или надеть поверх светоотражающий жилет.
Слайд 26 – Техническое состояние велосипеда
- Прежде, чем выезжать на велосипеде необходимо проверить его техническое состояние, то есть его исправность.
- Назовите основные требования к техническому состоянию велосипеда.

Родители называют требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обобщаю ответы родителей и делаю вывод

Слайд 27
- Перед каждой поездкой обязательно надо проверить исправны ли тормоза, не стоит забывать и про звонок. Его сигнал поможет предотвратить столкновение с пешеходами. В тёмное время суток, во время тумана или дождя спереди на велосипеде желательно установить фару, а под сиденье или багажник – красный фонарик-маячок, чтобы вас было видно и встречным, и попутным участникам дорожного движения. К колесам необходимо прикрепить катафоты.
Слайд 28
- Перед поездкой надо проверить хорошо ли накачаны шины.
- Как это можно сделать? (Сесть на седло и посмотреть на колёса.)
- Как выглядит в меру накачанная шина?
- Посмотрите на рисунок 1. Так выглядит спущенная шина. Её следует накачать. Но не переусердствовать. Если со стороны шина выглядит как на рисунке 2, значит вы перекачали её. На таких колёсах ездить неприятно – будет ощущаться каждый камушек на дороге. В меру накачанная шина выглядит как рисунок 3.
Слайд 29
- Переходим к выбору и установке седла.
- На какой высоте должно находиться сиденье велосипедиста?
- Седло, конечно, нужно подобрать мягкое. Но для комфортной езды важно ещё и установить его на правильной высоте относительно своего роста. Иначе оно может доставить массу неприятностей во время езды. Сиденье должно находиться на такой высоте, чтобы Вы спокойно доставали носком одной ноги до земли опираясь другой ступнёй на педаль. При правильной установке седла Вы легко крутите педали, не выпрямляя колени полностью и не двигаясь из стороны в сторону на седле.
Слайд 30
- Уважаемые родители, предлагаю проверить исправность нашего велосипеда.
Родители (по желанию) осматривают велосипед, выявляют неисправности, устраняют их. Один из родителей устанавливает для себя седло.
Слайд 31
- Вашим детям ещё нет 14 лет, значит выезжать на проезжую часть им запрещено, но изучать правила велосипедистов никогда не рано. Всем известно, что водители, прежде чем повернуть направо или налево, предупреждают об этом других участников движения с помощью световых указателей – «поворотников». А знаете ли Вы, как это делают велосипедисты? (Ответы родителей.)
- Верно они подают сигналы руками.
- Сигналы велосипедистов пригодятся не только на дороге, но и в парке, когда Вы едете по тропинкам. Движением руки Вы сможете сообщить и пешеходам, и другим велосипедистам о своём намерении повернуть или остановиться.
Слайд 32 – Повороты на языке водителей.
- Уважаемые родители, посмотрите на рисунок и определите, кто из велосипедистов куда поворачивает. (Ответы родителей.)
- Поворачивая направо, вытянуть правую руку в сторону или поднять согнутую в локте левую руку.
- Поворачивая налево, вытянуть в сторону левую руку или поднять согнутую в локте правую руку.
- Если Вы хотите затормозить или остановиться, то, перед тем как сбросить скорость, нужно подать соответствующий сигнал – понять вверх левую или правую руку.
Слайд 33 – Советы доктора Айболита.
- Катание на велосипеде связано с риском падения. Синяки, царапины, порезы часто являются «украшением» начинающих велосипедистов. Но не нужно оставлять без внимания даже мелкие царапины и ушибы. Поэтому очень важно иметь при себе маленькую аптечку.
- На столе лежат различные медикаменты, перевязочные средства. Выберите те, которые, по-Вашему мнению, надо положить в аптечку, чтобы оказать первую медицинскую помощь.
Несколько родителей заполняют свою аптечку. Затем говорят, что они положили, объясняют свой выбор.
Слайд 34 – Дорожная аптечка.
- В дорожную аптечку надо положить бинт, вату, бактерицидный пластырь, зелёнку, перекись водорода, можно взять бактерицидные салфетки.
Слайд 35 – Ссадины.
- Самая частая травма велосипедиста – ссадины. При этом обычно рана загрязнена пылью, микробами. Чаще всего страдают ладони, голени, бёдра, колени и локти.
- Уважаемые родители, как вы думаете, что необходимо сделать в данном случае? (Ответы родителей.)
- Мне нужен один ассистент. Я буду говорить, как необходимо обработать ссадину, а ассистент будет показывать на больном – кукле.
Один из родителей подходит к столу, на котором лежат кукла, бинт, стоят чистая вода, жидкое мыло, перманганат калия, перекись водорода, йод, зелёнка.
- Прежде всего надо отмыть рану от грязи струёй мыльной воды, слабым раствором перманганата калия или обработать перекисью водорода. Кожу вокруг ранки нужно обработать раствором йода или бриллиантовой зелени, то есть зелёнкой, а затем наложить марлевую повязку.
Слайд 36 – Ушибы.
- Ушибы также относятся к частым травмам велосипедиста. Ушибы локтевого, плечевого, коленного уставов.
Ассистент подходит к столу, на котором лежат кукла, бинт, грелка со льдом.
- К месту ушиба необходимо приложить холод и сделать тугую повязку.
Ассистент демонстрирует на кукле.
Слайд 37 – Носовое кровотечение.
- А сейчас нам нужен доброволец.
Один из родителей подходит к ассистенту.
- Часто при падении бывает носовое кровотечение. Чтобы остановить кровотечение из носа, нужно усадить пострадавшего, наклонить его голову вперёд (ни в коем случае не запрокидывать!) и приложить холод к переносице.
Демонстрация действий на добровольце.
- Спасибо, Вам, больной, и Вам, уважаемый ассистент за помощь. Проходите на свои места.
Слайд 38
Хорошо, если велосипедист, попав в ДТП, отделается лёгким испугом и царапинами. Но бывает и по-другому. Тогда ваши знания основ первой медицинской помощи будут жизненно необходимы.
Слайд 39
- Если Вы собираетесь купить ребёнку велосипед, то нелишним будет учесть следующие моменты:

  • Выбирайте велосипед соответственно возрасту ребёнка и его умению кататься. Детям до 10 лет не стоит покупать серьёзные модели, предусматривающие переключение передач.
  • Первый велосипед для маленького ребёнка обязательно должен иметь ножной тормоз. Дело в том, что обращение с ножным тормозом осваивается ребёнком намного быстрее и проще, нежели с ручным.
  • Покупайте ребёнку велосипед правильного размера, не «на вырост».
  • Отправляйтесь покупать велосипед вместе с ребёнком. Будет нелишним, если ещё до покупки ребёнок сможет не только посидеть на велосипеде, но и прокатиться на нём.
  • Если вы собираетесь совершать серьёзные велосипедные прогулки, позаботьтесь о защитной экипировке: шлем, налокотники и наколенники. Возможно, вам понадобятся также очки и перчатки.

Слайд 40
- И самое главное: донесите до ребёнка несколько простых правил дорожного движения. Объясните ему, что дорога – территория повышенной опасности, где нет места юным велосипедистам. До 14 лет ребёнок может кататься только в безопасных местах, коими являются скверы, парки, лесопарки, специально оборудованные велосипедные дорожки. Если ребёнок самостоятельно едет в парк и по пути ему нужно пересекать проезжую часть, это можно делать только на зелёный сигнал светофора и по пешеходному переходу. Переходить дорогу нужно пешком, а велосипед везти за руль.
- Также расскажите о том, что, каким бы современным и «продвинутым» ни был велосипед, он является самым неустойчивым и беззащитным транспортным средством на дороге. Если автомобиль при столкновении с велосипедом уцелеет, то велосипед наверняка будет разбит. Даже незначительный по силе удар для велосипедиста грозит серьёзными последствиями.
- И, конечно же, если Вы совершаете совместные велопрогулки, показывайте ребёнку пример безопасного поведения. Не пренебрегайте средствами защиты, всегда берите с собой аптечку и переходите дорогу только в соответствии с правилами дорожного движения.
- Вы, конечно же, можете сказать, что Ваши дети ещё маленькие, ходят в детский сад, у нас нет интенсивного движения транспорта и поэтому данные правила не для Вас. Однако, то что мы живём в сельской местности, где нет оживлённого движения, на мой взгляд, ничуть не уменьшает опасности, подстерегающей маленького велосипедиста на дороге. Дети дошкольного возраста не умеют ориентироваться в ситуациях на дороге, у них нет опыта, психологической подготовленности. Именно с раннего детства ребёнок должен получать азы дорожной культуры, тогда для него в любом возрасте будет естественной культура поведения за рулём и на пешеходной дорожке. Всё, что усвоит ребёнок в этом возрасте, прочно останется у него в памяти. А благодаря нашей совместной деятельности можно вырастить примерных детей – участников дорожного движения, снизить дорожно-транспортный травматизм.

Используемая литература:

  • Путешествие на зелёный свет или Школа юного пешехода, 6/2013.
Страница обновлена 22.08.2019