Тема проекта: «От улыбки станет всем теплей»
Тип проекта: социально-личностный, творческий
Продолжительность: 3 месяца
Участники проекта: дети младшей, средней групп, родители воспитанников, воспитатель Забайкина Наталья Николаевна, музыкальный руководитель Гузанова Ирина Николаевна
Актуальность:
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми является актуальной, так как способствует вхождению ребёнка в социум, взаимодействию с окружающими людьми.
Цель:
- формирование у детей представлений о друге, дружбе, доброжелательном отношении друг к другу и ближайшему окружению.
Задачи:
- познакомить детей с эмоциональным состоянием человека в разных ситуациях;
- формировать у детей умение выражать различные эмоции с ориентацией на положительные;
- дать понятие, что такое дружба;
- учить детей дружеским формам взаимодействия;
- уточнить и систематизировать представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях;
- побуждать детей к положительным поступкам и делам;
- расширять словарный запас детей для выражения дружеских чувств;
- развивать творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских отношений;
- формировать у детей интерес к общественной жизни, бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать уважение к труду взрослых, благодарность за их труд, желание сделать для них что-нибудь приятное;
- создать условия, стимулирующие родителей к совместной деятельности вместе с детьми.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня эмоционального развития детей;
- сформировано понятие «дружба»;
- умение детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей;
- повышение уровня нравственной культуры детей и родителей;
- приобретение навыков организованного поведения в детском саду, на улице и общественных местах;
- освоение трудовых навыков в ходе совместной практической, игровой деятельности с воспитателем;
- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса.
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка конспектов занятий.
- Подбор игр по теме.
- Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
- Подбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички) и музыкальных произведений.
- Подготовка презентаций для родителей и детей.
- Подготовка ТСО.
- Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «От улыбки станет всем теплей»
- Подготовка консультаций для педагогов и родителей, папок-передвижек для родителей.
II этап – продуктивный (12 недель)
Работа с детьми:
Тема недели: Когда мы улыбаемся?
Задачи:
- познакомить детей с эмоциональными состояниями человека и их обозначениями;
- учить детей различать эмоции;
- учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (весёлый, грустный, печальный и др.);
- формировать осознание своего эмоционального состояния;
- развивать у детей способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выражать своё.
Мероприятия:
- НОД «Красивые флажки» (аппликация).
- НОД «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» (развитие речи).
- Беседа «Что такое эмоции?»
- Чтение: А.Барто, П.Барто «Девочка-рёвушка»; Л.Мурр «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»; беседа по содержанию.
- Приветствие «Волшебный клубочек».
- Речевые игры «Два человечка», «Почему люди смеются?», «Когда я улыбаюсь».
- Пальчиковая игра «Приветствие».
- Игры для развития эмоциональной сферы «Зеркало», «Рисуем улыбку».
- Артикуляционная игра «Смешные песенки».
- Обыгрывание ситуаций из жизни «Плохое настроение», «Когда человек улыбается?»
- Просмотр презентации «От улыбки в небе радуга проснётся».
- Просмотр мультфильма «Крошка Енот», беседа после просмотра.
- Просмотр кукольного спектакля «Лисичка со скалочкой», беседа после просмотра.
- Прослушивание: Д.Кабалевский «Весёлая сказочка», Д.Кабалевский «Весёлый танец».
- Экскурсия в Мокеихский ДК. Тема: «Познавательно-развлекательное мероприятие «Путешествие в страну мультфильмов».
Тема недели: Зачем говорят «здравствуй»?
Задачи:
- учить детей употреблять в своей речи вежливые слова;
- обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения;
- формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими;
- содействовать вежливому общению детей с окружающими;
- воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.
Мероприятия:
- НОД «Урок вежливости» (развитие речи).
- НОД «Здравствуйте» (формирование целостной картины мира).
- Беседы «Зачем говорят "здравствуй"», «Чего не знал воробышек».
- Чтение: С.Маршак «Урок вежливости», «Извините меня пожалуйста» («Школа Винни и его друзей»), Ю.П.Мориц «Вежливое слово», М.Д.Яснов «Спасибо»; беседа по содержанию.
- Наизусть: Е.Благинина «С добрым утром!»
- Приветствие «Здравствуй».
- Речевые игры «Доскажи словечко», «Волшебное слово», «Кто больше знает вежливых слов», «Добрый вечер».
- Пальчиковая игра «Идём в гости».
- Подвижная игра «К куклам в гости».
- Загадки «Вежливые слова».
- Прослушивание: Д.Кабалевский «Доброе утро».
- Экскурсия в пожарную часть с.Мокеиха. Тема: «И ночью, и днём готовы пожарные к битве с огнём».
Тема недели: Давайте дружить.
Задачи:
- дать понятие, что такое дружба;
- формировать у детей представления о друге, дружбе;
- учить детей правильному общению друг с другом;
- учить правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать умение работать в коллективе;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Мероприятия:
- НОД «Цветные шары для праздника День Дружбы» (рисование).
- НОД «Рассказывание русской народной сказки «Репка» (чтение художественной литературы).
- Беседа «О дружбе».
- Чтение: Ч.Янчарский «Друзья»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Учимся дружить» («Школа Винни и его друзей»); беседа по содержанию.
- Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, взаимовыручке и поддержке.
- Речевые игры «Узнай по голосу», «Назови соседа ласково по имени».
- Пальчиковая игра «Мыши и кот».
- Дидактическая игра «Угощение для друзей».
- Подвижная игра «Дружные пары».
- Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон», беседа после просмотра.
- Экскурсия в магазин № 53 Некоуского РАЙПО, в магазин «ДОБРЫЙ» ЧП Лещёв.
Тема недели: Мы – друзья природы.
Задачи:
- дать детям представления об опасных для природы действиях человека;
- развивать речь, мышление детей;
- вызвать у детей стремление заботиться о природе;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Мероприятия:
- НОД «Угощение для зайчика – морковки большие и маленькие» (лепка).
- НОД «Там, где нет песен – и желудей не бывает» (комплексное занятие по экологическому воспитанию): беседа «Чудесная капелька», просмотр кукольного спектакля «Там, где нет песен – и желудей не бывает», просмотр видеосюжетов о воде).
- НОД «Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (чтение художественной литературы).
- Беседа «Наши добрые дела».
- Составление рассказа из личного опыта «Наши добрые поступки».
- Чтение: А.Блок «Зайчик», К.И.Чуковский «Доктор Айболит».
- Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе.
- Приветствие «Солнечный цветок».
- Игры для развития эмоциональной сферы «Наседка и цыплята», «Облака».
- Психогимнастика «Превращения».
- Дидактическая игра «Угостим медведя ягодой».
- Сюжетно-ролевая игра «Добрый доктор Айболит».
- Подвижная игра «Серый волк».
- Просмотр мультфильма «Лунтик» (избранные серии), беседа после просмотра.
- Экскурсия. Тема: «Деревня осенью».
Тема недели: Наши чувства.
Задачи:
- помочь детям увидеть свои положительные черты;
- закреплять умение передавать эмоциональное состояние через художественный образ, выражать чувство печали, помогать преодолевать агрессивность, конфликтность, преодолевать негативные переживания;
- дать каждому ребёнку почувствовать, что его понимают и ценят другие дети;
- развивать раскованность;
- воспитывать самоорганизацию.
Мероприятия:
- НОД «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (чтение художественной литературы).
- Этическая беседа «К чему ведут ссоры в игре».
- Чтение: А.Шибаев «Подружки», Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь…».
- Знакомство с пословицами о дружбе, взаимовыручке и поддержке.
- Речевые игры «Повтори фразу», «Что и когда я чувствую», «Что я люблю».
- Игры для развития эмоциональной сферы «Хоровод», «Угадай эмоцию».
- Артикуляционные игры «Любопытный язычок», «Накажем непослушный язычок», «Пожалеем язычок».
Тема недели: Доброта спасёт мир.
Задачи:
- учить детей преодолевать агрессивность, выходить из конфликтов, снимать напряжение, укреплять уверенность в себе;
- учить передавать эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, выразительных движений;
- развивать у детей представление о добре;
- развивать речь, мышление, умение связно выражать свои мысли;
- развивать коммуникативные умения;
- способствовать поднятию хорошего, позитивного настроения;
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Мероприятия:
- НОД «Салфеточка для друга» (аппликация).
- НОД «Что такое хорошо и что такое плохо?» (развитие речи).
- Этическая беседа «Праздник вежливости», «Доброе дело – правду говорить смело», «Кто такой добрый человек?».
- Чтение: С.Баруздин «За обедом»; В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»; украинская сказка «Коза-дереза».
- Знакомство с пословицами и поговорками о доброте.
- Приветствие «Волшебный клубочек».
- Речевые игры «Волшебный цветик-семицветик», «Царевна Несмеяна», «Ёлочка», «Прощай», «Сказочный герой, ты какой: добрый или злой?».
- Пальчиковая игра «Доброе утро».
- Игры для развития эмоциональной сферы «Грустный, весёлый», «Солнышко».
- Дидактическая игра «Ласковые лапки».
Тема недели: Люди разных профессий – наши друзья.
Задачи:
- формировать представления детей о профессиях;
- помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии;
- развивать коммуникативные навыки, связную речь;
- воспитывать чувство уважения к труду взрослых;
- формировать у дошкольников первичные трудовые навыки;
- побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
Мероприятия:
- Этическая беседа «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки».
- Чтение: С.Баруздин «Когда бывает скучно»; Ч.Янчарский «В магазине игрушек».
- Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
- Этюды на выражение основных эмоций.
- Просмотр презентации «Хорошо у нас в саду!».
- Настольная игра «Осваиваем профессии» (развивающая игра – соответствия).
- Просмотр слайд-шоу «Люди разных профессий».
- Экскурсия в котельную с.Мокеиха. Тема: «Откуда к нам пришло тепло?»
Тема недели: Вместе весело играть.
Задачи:
- учить детей предлагать помощь и просить о помощи, доверительно относиться друг к другу;
- формировать у детей социальное доверие;
- развивать чувство ответственности за другого человека;
- воспитывать уверенность в себе.
Мероприятия:
- НОД «Чтение русской народной сказки «Зимовье» (чтение художественной литературы).
- Этическая беседа «Правила дружной игры».
- Знакомство с пословицами о дружбе, взаимовыручке и поддержке.
- Пальчиковые игры «Шарик и подружки», «Дружные пальчики».
- Игры для развития эмоциональной сферы «Цветное настроение», «Возьми и передай».
- Игра-ситуация «Мокрые дорожки».
- Прослушивание: Д.Кабалевский «Сказочка», С.Майкапар «Росинки».
- Экскурсия в ФАП с.Мокеиха.
- Участие в осеннем развлечении «Айболит на новый лад».
Тема недели: Путешествие в страну настроения.
Задачи:
- дать детям понятие о настроении, о том, что оно бывает разное;
- способствовать вербализации мыслей и чувств детей;
- закреплять представления детей об эмоциях: радость, гнев, страх, грусть, удивление;
- обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение;
- развивать эмоциональную сферу детей, воображение, связную речь;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Мероприятия:
- НОД «Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"» (чтение художественной литературы).
- Этическая беседа «Как жить дружно без ссор».
- Чтение: В.Орлов «Кто кого».
- Речевые игры «Зайчишка-трусишка», «Тренируем эмоции».
- Игры для развития эмоциональной сферы «Изобрази настроение», «Рисуем настроение», «Такая разная музыка», «На что похоже настроение».
- Артикуляционная игра «Грустный и весёлый».
- Двигательная импровизация «Грустный дождь», «Весёлый дождь».
Тема недели: Дружные ребята.
Задачи:
- продолжать формировать у детей представление о морально-нравственных качествах, доброте, дружбе;
- учить продуктивно взаимодействовать в разных видах деятельности;
- активизировать словарь детей путём введения новых слов и использования вежливых форм;
- развивать умение высказывать свои суждения предложениями, делать вывод;
- воспитывать доброту, уважительное отношение к друзьям.
Мероприятия:
- НОД «Слепи что хочешь в подарок другу» (лепка).
- Чтение: С.Михалков «Песенка друзей».
- Пальчиковая игра «Дружные пальцы».
- Игра для развития эмоциональной сферы «Зеркало настроений».
- Дидактическая игра «Угощение для друзей».
Тема недели: Настоящие друзья.
Задачи:
- учить детей управлять своими чувствами и эмоциями;
- углублять представление детей о понятиях «весёлый, грустный, добрый, злой»;
- расширять представление о дружбе,
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти на помощь друг к другу в сложной ситуации;
- развивать навыки общения со сверстниками;
- воспитывать заботливое, ответственное, доброжелательное отношение друг к другу.
Мероприятия:
- НОД «Дружба – это чудо» (открытое занятие по социально-коммуникативному развитию – методическое объединение).
- НОД «Украшение платочка для бабушки» (аппликация).
- Чтение: Э.Мошковская «Жадина»; Г.Цыферов «Про друзей».
- Речевые игры «Мой друг какой?», «Весело – грустно».
- Пальчиковая игра «Дружба».
- Игра для развития эмоциональной сферы «Кубик».
- Подвижная игра «Кот и мыши».
- Просмотр презентации «Вместе весело играть!».
- Прослушивание: «Большой хоровод» (сл. Е.Жигалкина, муз. А.Хайт), «Настоящий друг» (сл. М.Пляцковского, муз. Б.Соловьёва), «Улыбка» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского).
Тема недели: Моя семья – мои друзья.
Задачи:
- закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях;
- совершенствовать умение рассказывать о членах семьи, употребляя в речи имена и отчества родных;
- развивать связную речь, познавательный интерес.
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, другим родственникам.
Мероприятия:
- НОД «Три весёлых братца» (развитие речи).
- НОД «Мамин портрет» (рисование).
- НОД «Букет для милой мамочки» (аппликация с элементами оригами).
- Беседы: «Моя мама», «Как и чем можно порадовать близких», «Я и моя семья»
- Наизусть: Я.Аким «Мама», «Моя мама»
- Чтение: М.Зощенко «Показательный ребёнок»; В.Вересаев «Братишка»; И.Косякова «Всё она»
- Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
- Пальчиковые игры «Дружная семейка», «Семья».
- Этюд «Утреннее фото».
- Подвижная игра «Грустно-весело».
Работа с родителями:
- Консультация: «Воспитательная сказка», «Скажи, что чувствуешь ты», «Формула вежливости – «доброе слово», «Поговорим о красоте поведения».
- Папка-передвижка «Хорошие манеры».
- Родительское собрание «Как ребёнку справиться с эмоциями».
- Презентация «От улыбки в небе радуга проснётся».
- Рисование дружеских шаржей, карикатур, смешных картинок для выставки «Улыбнитесь вместе с нами!».
- Конкурс семейного мастерства «Сделаем кормушку для птиц дружно, всей семьёй».
Работа родителей и детей (совместная):
- Составление рассказа «Мой лучший друг».
- Рисование «Портрет друга».
Работа с педагогами:
- Консультация «Методические рекомендации по обучению детей правилам культуры поведения».
- Совместное участие в подготовке кукольного спектакля «Лисичка со скалочкой», кукольного спектакля «Там, где нет песен – и желудей не бывает», осеннего развлечения «Айболит на новый лад», праздничного развлечения ко Дню Матери «Подарки от Веснушки и Радужки».
III этап – заключительный
- Выставка детских творческих работ «Осеннее настроение».
- Выставка семейного творчества «Улыбнитесь вместе с нами!»
- Выставка совместных работ «В гости мы зовём друзей».
- Участие в праздничном развлечении ко Дню Матери «Подарки от Веснушки и Радужки».
- Итоги конкурса семейного мастерства «Сделаем кормушку для птиц дружно, всей семьёй».
- Участие в праздничном концерте «Мамино счастье» (Мокеихский ДК).
Вывод:
Данный проект способствовал улучшению психологического климата в группе, дети стали более доброжелательны друг к другу, могли самостоятельно попросить прощения у того, кого обидели, пожалеть. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. Стали чаще использовать в своей речи вежливые слова. В группе можно было наблюдать порядок. Дети очень активно убирали игрушки после игры. Стали бережно относиться к игрушкам, книгам, а также напоминали младшим детям, что нельзя бросать игрушки на пол и рвать книги.
Удалось достичь хороших результатов взаимодействия педагог-родители: родители принимали активное участие в реализации проекта.
Используемая литература:
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.: цв.вкл.
- Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.: цв.вкл.
- Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
- Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010, 136 с.
- Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. / С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ XXI век, 2010. – 249 с. – (Готовимся к школе).
- Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. / О.А.Новиковская. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 206, [2] с.: ил.
- 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. /А.Е.Кузнецова. – М.: ДОМ. XXI век, РИПОЛ классик, 2011. – 189 с. – (Азбука развития).
- Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. / Е.Ф.Черенкова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2011. – 188 с. – (Азбука развития).
- Составитель Л.Н.Елисеева – Хрестоматия для маленьких.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 4-5 лет. (Для чтения взрослыми детям). Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
- Дошкольное воспитание, № 5, 2011.
- Дошкольное воспитание, № 2, 2014.
- Дошкольное воспитание, № 3, 2014.
- Дошкольное воспитание, № 4, 2014.
- Дошкольное воспитание, № 5, 2014.
- Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"». № 2 [38], февраль, 2015.
- Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"». № 7 [43], июль, 2015.
- Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"». № 8 [44], август, 2015.
- Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"». № 9 [45], сентябрь, 2015.
- Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"». № 1 [49], январь, 2016.
- Родительские собрания/ авт.-сост. Л.Е.Кыласова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2013.
- Интернет-ресурсы.