Тема проекта: «От улыбки станет всем теплей»

Тип проекта: социально-личностный, творческий

Продолжительность: 3 месяца

Участники проекта:      дети младшей, средней групп, родители воспитанников, воспитатель Забайкина Наталья Николаевна, музыкальный руководитель Гузанова Ирина Николаевна

Актуальность:
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми является актуальной, так как способствует вхождению ребёнка в социум, взаимодействию с окружающими людьми.

Цель:

  • формирование у детей представлений о друге, дружбе, доброжелательном отношении друг к другу и ближайшему окружению.

Задачи:

  • познакомить детей с эмоциональным состоянием человека в разных ситуациях;
  • формировать у детей умение выражать различные эмоции с ориентацией на положительные;
  • дать понятие, что такое дружба;
  • учить детей дружеским формам взаимодействия;
  • уточнить и систематизировать представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях;
  • побуждать детей к положительным поступкам и делам;
  • расширять словарный запас детей для выражения дружеских чувств;
  • развивать творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских отношений;
  • формировать у детей интерес к общественной жизни, бережное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать уважение к труду взрослых, благодарность за их труд, желание сделать для них что-нибудь приятное;
  • создать условия, стимулирующие родителей к совместной деятельности вместе с детьми.

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня эмоционального развития детей;
  • сформировано понятие «дружба»;
  • умение детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей;
  • повышение уровня нравственной культуры детей и родителей;
  • приобретение навыков организованного поведения в детском саду, на улице и общественных местах;
  • освоение трудовых навыков в ходе совместной практической, игровой деятельности с воспитателем;
  • заинтересованность родителей как участников образовательного процесса.

План реализации проекта
I этап – подготовительный

  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка конспектов занятий.
  • Подбор игр по теме.
  • Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
  • Подбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички) и музыкальных произведений.
  • Подготовка презентаций для родителей и детей.
  • Подготовка ТСО.
  • Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «От улыбки станет всем теплей»
  • Подготовка консультаций для педагогов и родителей, папок-передвижек для родителей.

II этап – продуктивный (12 недель)
Работа с детьми:
Тема недели: Когда мы улыбаемся?
Задачи:

  • познакомить детей с эмоциональными состояниями человека и их обозначениями;
  • учить детей различать эмоции;
  • учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (весёлый, грустный, печальный и др.);
  • формировать осознание своего эмоционального состояния;
  • развивать у детей способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выражать своё.

Мероприятия:

  • НОД «Красивые флажки» (аппликация).
  • НОД «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» (развитие речи).
  • Беседа «Что такое эмоции?»
  • Чтение: А.Барто, П.Барто «Девочка-рёвушка»; Л.Мурр «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»; беседа по содержанию.
  • Приветствие «Волшебный клубочек».
  • Речевые игры «Два человечка», «Почему люди смеются?», «Когда я улыбаюсь».
  • Пальчиковая игра «Приветствие».
  • Игры для развития эмоциональной сферы «Зеркало», «Рисуем улыбку».
  • Артикуляционная игра «Смешные песенки».
  • Обыгрывание ситуаций из жизни «Плохое настроение», «Когда человек улыбается?»
  • Просмотр презентации «От улыбки в небе радуга проснётся».
  • Просмотр мультфильма «Крошка Енот», беседа после просмотра.
  • Просмотр кукольного спектакля «Лисичка со скалочкой», беседа после просмотра.
  • Прослушивание: Д.Кабалевский «Весёлая сказочка», Д.Кабалевский «Весёлый танец».
  • Экскурсия в Мокеихский ДК. Тема: «Познавательно-развлекательное мероприятие «Путешествие в страну мультфильмов».

Тема недели: Зачем говорят «здравствуй»?
Задачи:

  • учить детей употреблять в своей речи вежливые слова;
  • обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения;
  • формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими;
  • содействовать вежливому общению детей с окружающими;
  • воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Мероприятия:

  • НОД «Урок вежливости» (развитие речи).
  • НОД «Здравствуйте» (формирование целостной картины мира).
  • Беседы «Зачем говорят "здравствуй"», «Чего не знал воробышек».
  • Чтение: С.Маршак «Урок вежливости», «Извините меня пожалуйста» («Школа Винни и его друзей»), Ю.П.Мориц «Вежливое слово», М.Д.Яснов «Спасибо»; беседа по содержанию.
  • Наизусть: Е.Благинина «С добрым утром!»
  • Приветствие «Здравствуй».
  • Речевые игры «Доскажи словечко», «Волшебное слово», «Кто больше знает вежливых слов», «Добрый вечер».
  • Пальчиковая игра «Идём в гости».
  • Подвижная игра «К куклам в гости».
  • Загадки «Вежливые слова».
  • Прослушивание: Д.Кабалевский «Доброе утро».
  • Экскурсия в пожарную часть с.Мокеиха. Тема: «И ночью, и днём готовы пожарные к битве с огнём».

Тема недели: Давайте дружить.
Задачи:

  • дать понятие, что такое дружба;
  • формировать у детей представления о друге, дружбе;
  • учить детей правильному общению друг с другом;
  • учить правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей;
  • развивать коммуникативные навыки детей;
  • развивать умение работать в коллективе;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Мероприятия:

  • НОД «Цветные шары для праздника День Дружбы» (рисование).
  • НОД «Рассказывание русской народной сказки «Репка» (чтение художественной литературы).
  • Беседа «О дружбе».
  • Чтение: Ч.Янчарский «Друзья»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Учимся дружить» («Школа Винни и его друзей»); беседа по содержанию.
  • Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, взаимовыручке и поддержке.
  • Речевые игры «Узнай по голосу», «Назови соседа ласково по имени».
  • Пальчиковая игра «Мыши и кот».
  • Дидактическая игра «Угощение для друзей».
  • Подвижная игра «Дружные пары».
  • Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон», беседа после просмотра.
  • Экскурсия в магазин № 53 Некоуского РАЙПО, в магазин «ДОБРЫЙ» ЧП Лещёв.

Тема недели: Мы – друзья природы.
Задачи:

  • дать детям представления об опасных для природы действиях человека;
  • развивать речь, мышление детей;
  • вызвать у детей стремление заботиться о природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Мероприятия:

  • НОД «Угощение для зайчика – морковки большие и маленькие» (лепка).
  • НОД «Там, где нет песен – и желудей не бывает» (комплексное занятие по экологическому воспитанию): беседа «Чудесная капелька», просмотр кукольного спектакля «Там, где нет песен – и желудей не бывает», просмотр видеосюжетов о воде).
  • НОД «Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (чтение художественной литературы).
  • Беседа «Наши добрые дела».
  • Составление рассказа из личного опыта «Наши добрые поступки».
  • Чтение: А.Блок «Зайчик», К.И.Чуковский «Доктор Айболит».
  • Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе.
  • Приветствие «Солнечный цветок».
  • Игры для развития эмоциональной сферы «Наседка и цыплята», «Облака».
  • Психогимнастика «Превращения».
  • Дидактическая игра «Угостим медведя ягодой».
  • Сюжетно-ролевая игра «Добрый доктор Айболит».
  • Подвижная игра «Серый волк».
  • Просмотр мультфильма «Лунтик» (избранные серии), беседа после просмотра.
  • Экскурсия. Тема: «Деревня осенью».

Тема недели: Наши чувства.
Задачи:

  • помочь детям увидеть свои положительные черты;
  • закреплять умение передавать эмоциональное состояние через художественный образ, выражать чувство печали, помогать преодолевать агрессивность, конфликтность, преодолевать негативные переживания;
  • дать каждому ребёнку почувствовать, что его понимают и ценят другие дети;
  • развивать раскованность;
  • воспитывать самоорганизацию.

Мероприятия:

  • НОД «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (чтение художественной литературы).
  • Этическая беседа «К чему ведут ссоры в игре».
  • Чтение: А.Шибаев «Подружки», Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь…».
  • Знакомство с пословицами о дружбе, взаимовыручке и поддержке.
  • Речевые игры «Повтори фразу», «Что и когда я чувствую», «Что я люблю».
  • Игры для развития эмоциональной сферы «Хоровод», «Угадай эмоцию».
  • Артикуляционные игры «Любопытный язычок», «Накажем непослушный язычок», «Пожалеем язычок».

Тема недели: Доброта спасёт мир.
Задачи:

  • учить детей преодолевать агрессивность, выходить из конфликтов, снимать напряжение, укреплять уверенность в себе;
  • учить передавать эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, выразительных движений;
  • развивать у детей представление о добре;
  • развивать речь, мышление, умение связно выражать свои мысли;
  • развивать коммуникативные умения;
  • способствовать поднятию хорошего, позитивного настроения;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела.

Мероприятия:

  • НОД «Салфеточка для друга» (аппликация).
  • НОД «Что такое хорошо и что такое плохо?» (развитие речи).
  • Этическая беседа «Праздник вежливости», «Доброе дело – правду говорить смело», «Кто такой добрый человек?».
  • Чтение: С.Баруздин «За обедом»; В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»; украинская сказка «Коза-дереза».
  • Знакомство с пословицами и поговорками о доброте.
  • Приветствие «Волшебный клубочек».
  • Речевые игры «Волшебный цветик-семицветик», «Царевна Несмеяна», «Ёлочка», «Прощай», «Сказочный герой, ты какой: добрый или злой?».
  • Пальчиковая игра «Доброе утро».
  • Игры для развития эмоциональной сферы «Грустный, весёлый», «Солнышко».
  • Дидактическая игра «Ласковые лапки».

Тема недели: Люди разных профессий – наши друзья.
Задачи:

  • формировать представления детей о профессиях;
  • помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии;
  • развивать коммуникативные навыки, связную речь;
  • воспитывать чувство уважения к труду взрослых;
  • формировать у дошкольников первичные трудовые навыки;
  • побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.

Мероприятия:

  • Этическая беседа «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки».
  • Чтение: С.Баруздин «Когда бывает скучно»; Ч.Янчарский «В магазине игрушек».
  • Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
  • Этюды на выражение основных эмоций.
  • Просмотр презентации «Хорошо у нас в саду!».
  • Настольная игра «Осваиваем профессии» (развивающая игра – соответствия).
  • Просмотр слайд-шоу «Люди разных профессий».
  • Экскурсия в котельную с.Мокеиха. Тема: «Откуда к нам пришло тепло?»

Тема недели: Вместе весело играть.
Задачи:

  • учить детей предлагать помощь и просить о помощи, доверительно относиться друг к другу;
  • формировать у детей социальное доверие;
  • развивать чувство ответственности за другого человека;
  • воспитывать уверенность в себе.

Мероприятия:

  • НОД «Чтение русской народной сказки «Зимовье» (чтение художественной литературы).
  • Этическая беседа «Правила дружной игры».
  • Знакомство с пословицами о дружбе, взаимовыручке и поддержке.
  • Пальчиковые игры «Шарик и подружки», «Дружные пальчики».
  • Игры для развития эмоциональной сферы «Цветное настроение», «Возьми и передай».
  • Игра-ситуация «Мокрые дорожки».
  • Прослушивание: Д.Кабалевский «Сказочка», С.Майкапар «Росинки».
  • Экскурсия в ФАП с.Мокеиха.
  • Участие в осеннем развлечении «Айболит на новый лад».

Тема недели: Путешествие в страну настроения.
Задачи:

  • дать детям понятие о настроении, о том, что оно бывает разное;
  • способствовать вербализации мыслей и чувств детей;
  • закреплять представления детей об эмоциях: радость, гнев, страх, грусть, удивление;
  • обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение;
  • развивать эмоциональную сферу детей, воображение, связную речь;
  • воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Мероприятия:

  • НОД «Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"» (чтение художественной литературы).
  • Этическая беседа «Как жить дружно без ссор».
  • Чтение: В.Орлов «Кто кого».
  • Речевые игры «Зайчишка-трусишка», «Тренируем эмоции».
  • Игры для развития эмоциональной сферы «Изобрази настроение», «Рисуем настроение», «Такая разная музыка», «На что похоже настроение».
  • Артикуляционная игра «Грустный и весёлый».
  • Двигательная импровизация «Грустный дождь», «Весёлый дождь».

Тема недели: Дружные ребята.
Задачи:

  • продолжать формировать у детей представление о морально-нравственных качествах, доброте, дружбе;
  • учить продуктивно взаимодействовать в разных видах деятельности;
  • активизировать словарь детей путём введения новых слов и использования вежливых форм;
  • развивать умение высказывать свои суждения предложениями, делать вывод;
  • воспитывать доброту, уважительное отношение к друзьям.

Мероприятия:

  • НОД «Слепи что хочешь в подарок другу» (лепка).
  • Чтение: С.Михалков «Песенка друзей».
  • Пальчиковая игра «Дружные пальцы».
  • Игра для развития эмоциональной сферы «Зеркало настроений».
  • Дидактическая игра «Угощение для друзей».

Тема недели: Настоящие друзья.
Задачи:

  • учить детей управлять своими чувствами и эмоциями;
  • углублять представление детей о понятиях «весёлый, грустный, добрый, злой»;
  • расширять представление о дружбе,
  • развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти на помощь друг к другу в сложной ситуации;
  • развивать навыки общения со сверстниками;
  • воспитывать заботливое, ответственное, доброжелательное отношение друг к другу.

Мероприятия:

  • НОД «Дружба – это чудо» (открытое занятие по социально-коммуникативному развитию – методическое объединение).
  • НОД «Украшение платочка для бабушки» (аппликация).
  • Чтение: Э.Мошковская «Жадина»; Г.Цыферов «Про друзей».
  • Речевые игры «Мой друг какой?», «Весело – грустно».
  • Пальчиковая игра «Дружба».
  • Игра для развития эмоциональной сферы «Кубик».
  • Подвижная игра «Кот и мыши».
  • Просмотр презентации «Вместе весело играть!».
  • Прослушивание: «Большой хоровод» (сл. Е.Жигалкина, муз. А.Хайт), «Настоящий друг» (сл. М.Пляцковского, муз. Б.Соловьёва), «Улыбка» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского).

Тема недели: Моя семья – мои друзья.
Задачи:

  • закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях;
  • совершенствовать умение рассказывать о членах семьи, употребляя в речи имена и отчества родных;
  • развивать связную речь, познавательный интерес.
  • воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, другим родственникам.

Мероприятия:

  • НОД «Три весёлых братца» (развитие речи).
  • НОД «Мамин портрет» (рисование).
  • НОД «Букет для милой мамочки» (аппликация с элементами оригами).
  • Беседы: «Моя мама», «Как и чем можно порадовать близких», «Я и моя семья»
  • Наизусть: Я.Аким «Мама», «Моя мама»
  • Чтение: М.Зощенко «Показательный ребёнок»; В.Вересаев «Братишка»; И.Косякова «Всё она»
  • Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
  • Пальчиковые игры «Дружная семейка», «Семья».
  • Этюд «Утреннее фото».
  • Подвижная игра «Грустно-весело».

Работа с родителями:

  • Консультация: «Воспитательная сказка», «Скажи, что чувствуешь ты», «Формула вежливости – «доброе слово», «Поговорим о красоте поведения».
  • Папка-передвижка «Хорошие манеры».
  • Родительское собрание «Как ребёнку справиться с эмоциями».
  • Презентация «От улыбки в небе радуга проснётся».
  • Рисование дружеских шаржей, карикатур, смешных картинок для выставки «Улыбнитесь вместе с нами!».
  • Конкурс семейного мастерства «Сделаем кормушку для птиц дружно, всей семьёй».

Работа родителей и детей (совместная):

  • Составление рассказа «Мой лучший друг».
  • Рисование «Портрет друга».

Работа с педагогами:

  • Консультация «Методические рекомендации по обучению детей правилам культуры поведения».
  • Совместное участие в подготовке кукольного спектакля «Лисичка со скалочкой», кукольного спектакля «Там, где нет песен – и желудей не бывает», осеннего развлечения «Айболит на новый лад», праздничного развлечения ко Дню Матери «Подарки от Веснушки и Радужки».

III этап – заключительный

  • Выставка детских творческих работ «Осеннее настроение».
  • Выставка семейного творчества «Улыбнитесь вместе с нами!»
  • Выставка совместных работ «В гости мы зовём друзей».
  • Участие в праздничном развлечении ко Дню Матери «Подарки от Веснушки и Радужки».
  • Итоги конкурса семейного мастерства «Сделаем кормушку для птиц дружно, всей семьёй».
  • Участие в праздничном концерте «Мамино счастье» (Мокеихский ДК).

Вывод:
Данный проект способствовал улучшению психологического климата в группе, дети стали более доброжелательны друг к другу, могли самостоятельно попросить прощения у того, кого обидели, пожалеть. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. Стали чаще использовать в своей речи вежливые слова. В группе можно было наблюдать порядок. Дети очень активно убирали игрушки после игры. Стали бережно относиться к игрушкам, книгам, а также напоминали младшим детям, что нельзя бросать игрушки на пол и рвать книги.
Удалось достичь хороших результатов взаимодействия педагог-родители: родители принимали активное участие в реализации проекта.

Используемая литература:

  • Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
  • Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.: цв.вкл.
  • Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.: цв.вкл.
  • Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
  • Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010, 136 с.
  • Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. / С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ XXI век, 2010. – 249 с. – (Готовимся к школе).
  • Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. / О.А.Новиковская. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 206, [2] с.: ил.
  • 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. /А.Е.Кузнецова. – М.: ДОМ. XXI век, РИПОЛ классик, 2011. – 189 с. – (Азбука развития).
  • Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. / Е.Ф.Черенкова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2011. – 188 с. – (Азбука развития).
  • Составитель Л.Н.Елисеева – Хрестоматия для маленьких.
  • Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 4-5 лет. (Для чтения взрослыми детям). Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
  • Дошкольное воспитание, № 5, 2011.
  • Дошкольное воспитание, № 2, 2014.
  • Дошкольное воспитание, № 3, 2014.
  • Дошкольное воспитание, № 4, 2014.
  • Дошкольное воспитание, № 5, 2014.
  • Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"».      № 2 [38], февраль, 2015.
  • Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"».      № 7 [43], июль, 2015.
  • Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"».      № 8 [44], август, 2015.
  • Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"».      № 9 [45], сентябрь, 2015.
  • Детский сад. Всё для воспитателя. ООО «Издательская группа "Основа"».      № 1 [49], январь, 2016.
  • Родительские собрания/ авт.-сост. Л.Е.Кыласова [и др.] – Волгоград: Учитель, 2013.
  • Интернет-ресурсы.
Страница обновлена 21.08.2019