Тема проекта: «Лето в яркие краски одето».

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: 17 июля – 18 августа 2017 года.

Участники проекта:    дети младшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность:
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. От окружающих детей взрослых зависит то, как они проведут это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.

Цель:

  • расширить представление детей о лете;
  • стимулировать познавательный интерес.

Задачи:
для детей:

  • сформировать у детей представление о лете как времени года, его существенных признаках;
  • способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире;
  • способствовать развитию двигательной активности, инициативы, сообразительности;
  • побуждать детей к осознанному отношению к своему здоровью;
  • развивать художественно-эстетические способности детей в различных видах деятельности;
  • воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и охранять природу;

 для педагогов:

  • организовать оптимальный двигательный режим в течение дня;
  • совершенствовать физические качества детей;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать любовь к природе путём систематического целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;

для родителей:

  • активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • способствовать просвещению родителей по теме проекта.

 Предполагаемый результат:

  • улучшение состояния физического и психического здоровья дошкольников;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • привитие детям экологической культуры;
  • оптимизация сотрудничества с родителями;
  • обогащение знаний родителей о средствах закаливания.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка семейных творческих работ «Летнее царство».
  • Альбом «Как я провёл лето».

План реализации проекта
I этап – подготовительный

  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка конспектов занятий, бесед.
  • Подбор игр по теме.
  • Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
  • Подбор художественной литературы и музыкальных произведений.
  • Подготовка презентаций для детей.
  • Подготовка ТСО.
  • Беседа с родителями «Участие в проекте «Лето в яркие краски одето».
  • Подготовка консультаций, рекомендаций, памяток для родителей. 

II этап – продуктивный
Работа с детьми:
Тема недели: Лето красное пришло!


Мероприятия

Цели и задачи

Аппликация с элементами рисования «Солнышко лучистое».

Учить детей создавать образ солнца в аппликации с элементами рисования; закреплять умение сминать салфетку в комочек и аккуратно приклеивать, рисовать пальчиками; развивать мелкую моторику, тактильно-двигательные ощущения, внимание, усидчивость.

Аппликация «По дороге с облаками».

Учить детей создавать сюжетную композицию; закреплять умение разрывать кусочки ваты и аккуратно приклеивать, изображая облака разной формы; развивать воображение, мелкую моторику рук, фантазию; воспитывать любознательность.

Объёмная аппликация «Радуга-дуга».

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях природы; развивать чувство цвета; воспитывать эстетическое отношение к природе.

Лепка «Мой весёлый звонкий мяч».

Учить детей создавать объёмные изображения знакомых предметов; закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями; вызвать интерес к лепке, как к виду художественной деятельности; воспитывать умение и желание радоваться своим работам.

Конструирование из бумаги «Панамка» (оригами).

Учить детей создавать поделку в технике оригами, дополняя образ необходимыми деталями; развивать творческие способности детей посредством оригами; развивать внимание, умение повторять действия после показа; развивать мелкую моторику, глазомер.

Беседы: «Любимое время года», «Какого цвета лето?», «Почему лето называют красным», «Летние развлечения». «Как появляется радуга», «Откуда дождь пришёл?».

Уточнить представление детей о лете, летних явлениях природы; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к изучению природы.

Беседа «Как вести себя в жару на участке», «Как песок может стать опасным».

Учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, кепку и др.), соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться; учить детей быть внимательными во время игр с песком (следить, чтобы не попал в рот, глаза, нос).

Прогулка: «Лето красное пришло!», «Что нам лето подарило?».

Закреплять представления детей о временах года; учить бережно относиться ко всему живому; закреплять представления детей о растительном мире.

Наблюдение на прогулке: «Солнечный день», «Облака – белогривые лошадки», «Самый внимательный».

Учить детей замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде; развивать внимание, наблюдательность, воображение.

Игры на прогулке: игра-поиск «Спасибо, лето»; игра-рисование «Путешествия по асфальту», игра-наблюдение «Облака-бегемотики».

Доставить детям радость от игры; воспитывать умение дослушивать задание до конца и осмысливать его.

Подвижные игры: «Дождик», «Солнечные зайчики», «Мой весёлый, звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Солнышко и дождик», Л.Пантелеев «Карусели».

Учить детей внимательно слушать текст, действовать по сигналу; обогащать двигательный опыт детей; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы; развивать ловкость; вызвать положительные эмоции от совершаемых действий.

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что раньше, что потом?», «Разрешается – запрещается».

Учить детей логически мыслить; закреплять умение находить признаки лета; активизировать знания детей об опасных ситуациях, которые могут произойти в быту и на природе.

Пальчиковые игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Дождик, дождик, поливай», «Капли первые упали», «Топотушки, топ-топ-топ», «Шарик и подружки», «Дождик песенку поёт».

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Игра-ситуация «Солнышко, появись».

Приобщать детей к русскому фольклору; учить говорить и действовать от имени персонажей; активизировать партнёрское взаимодействие в игре.

Чтение: детская песенка «По солнышку»; украинская песенка «Приди, приди, солнышко»; кабардино-балкарская потешка «Дождик, перестань»; словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»; сказка «Какого цвета радуга?»; стихотворение «Радужный мир»; Б.Заходер «Дождик»; М.Пиудунен «Солнышко лучистое»; А.Чепуров «Солнечный зайчик»; А.Бродский «Солнечные зайчики»; Е.А.Благинина «Гори-гори ясно!», «Радуга»; З.Н.Александрова «Дождик»; И.Токмакова «Поиграем»; С.Я.Маршак «Мяч»; Л.М.Квитко «Качели».

Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений.

Заучивание: потешки «Солнышко», «Солнышко-вёдрышко», «Радуга-дуга», «Дождик, дождик», пуще!»; Г.Бойко «Солнышко»; А.Л.Барто «Солнышко».

Развивать память, речь и чувство ритма. 

Отгадывание загадок о лете, летних явлениях.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Просмотр презентаций: «Лето», «Летний пейзаж».

Обобщить и закрепить знания детей о времени года «Лето».

Рассматривание иллюстраций, фотографий «Краски лета».

Создать у детей радостное настроение, восторг и удивление от разнообразия красок, цветов лета; воспитывать любовь и интерес к природе.

Прослушивание музыкальных произведений по теме недели.

Воспитывать у детей культуру слушания музыки.

Тема недели: Цветочное царство.


Мероприятия

Цели и задачи

Рисование «Ромашковое поле» (рисование пальцем, оттиск поролоном).

Освоить с детьми новый способ изображения – оттиск поролоном; закреплять умение рисовать пальчиком; побуждать детей передавать в рисунке образ знакомого цветка; развивать моторику рук.

Рисование «Разноцветный луг» (рисование по сырому»).

Упражнять детей в рисовании «по сырому»; учить детей составлять гармоничную цветовую композицию; развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности; развивать художественный вкус.

Аппликация с элементами рисования «Маки» (коллективная работа).

Учить детей создавать коллективную композицию.

Лепка «Красивые цветы на нашей клумбе».

Учить детей изображать предмет, ориентируясь на натуру.

Конструирование из бумаги «Мой любимый цветок» (оригами).

Учить детей изготавливать цветок в технике оригами; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Коллаж «Большой букет» (на магнитной доске).

Развивать цветовосприятие; закреплять умение сравнивать по величине.

Беседы: «Цветы бывают разные», «Полевые цветы», «Учимся составлять букеты», «Правила поведения в природе», «Мы с природою друзья».

Закреплять представления детей о цветочных растения, знание названий цветов; познакомить с искусством составления букетов – икебане; учить детей беречь растения, не мять, не рвать их без надобности; воспитывать бережное отношение к растениям.

Беседы: «Осторожно: растения на участке детского сада»

Сформировать представление детей о существовании ядовитых растений; познакомить с растениями нашего участка; научить различать ядовитые растения; дать знание о том, что ядами этих растений можно отравиться; воспитывать бережное отношение ко всем растениям.

Прогулка: «У цветочной клумбы».

Знакомить детей с цветами; закреплять представления о растениях цветника, о строении цветка (стебель, листья, цветы); учить сравнивать (высокий, низкий); познакомить с основными работами в цветнике летом (полив, прополка).

Наблюдение на прогулке: «Бал цветов».

Обогатить представления детей о луговых и садовых цветах; формировать умение обращать внимание на красоту природы, видеть красивое, восхищаться им.

Подвижные игры: «Вейся, венок», «Я с веночком хожу», «Я садовником родился», «Собери букет», «Цветы».

Упражнять детей в ходьбе по кругу; закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении.

Дидактические игры: «Как растёт одуванчик», «Что цветам понравится, а что не понравится?», «Цветы», «Собери букет».

Уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида цветов.

Пальчиковые игры: «На пригорке вырос мак», «Ах! Какие хризантемы!», «Вырос высокий цветок на поляне», «Алые цветки», «Свети, свети нам, солнышко; «Цветочки растут и засыпают».

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Игра-ситуация: «Травка-муравка».

Ввести детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд; развивать интонационную выразительность голоса.

Чтение: Ю.П.Мориц «Цветок»; З.Н.Александрова «Одуванчик»; Е.В.Серова «Одуванчик, «Лютик», «Садовод»; И.Токмакова «Кошачьи лапки»; Грубин Франтишек «Ромашки»; К.Ушинский «Букет».

Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений.

Заучивание: О.Бедарев «На лугу».

Развивать память, речь и чувство ритма. 

Отгадывание загадок о цветах.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Просмотр презентаций: «Вальс цветов», «Цветы».

Обобщить и закрепить знания детей о цветочных растениях.

Рассматривание иллюстраций, фотографий цветов.

Создать у детей радостное настроение, восторг и удивление от разнообразия цветочных растений; воспитывать любовь и интерес к природе.

Прослушивание музыкальных произведений по теме недели.

Воспитывать у детей культуру слушания музыки.

Тема недели: Путешествие с Русалочкой.


Мероприятия

Цели и задачи

Рисование «Весёлые медузы» (ладошками и пальчиками).

Учить передавать в рисунке неповторимых обитателей подводного мира (медуз), умение создавать композицию в соответствии с собственным замыслом; закреплять умение рисовать ладошками и пальчиками; развивать воображение, фантазию.

Аппликация из природного материала «Рыбка плавала в пруду».

Учить детей создавать на бумаге сюжетные композиции, используя природный материал; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, аккуратность.

Лепка «Осьминог».

Закреплять навыки лепки простых элементов; учить добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей; развивать фантазию, творческое мышление, мелкую моторику.

Конструирование из бумаги «Рыбка» (оригами).

Учить детей изготавливать рыбку в технике оригами; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Поделка «Кит» (бросовый материал).

Показать детям новые возможности при работе с бросовым материалом; учить создавать из бросового материала объёмные фигуры; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, умение действовать самостоятельно.

Беседы: «Подводный мир», «Обитатели рек», «Обитатели морей», «Вода в жизни человека», «Вода – это жизнь».

Систематизировать знания детей о подводном мире; воспитывать заботу и уважение к окружающему миру.

Беседы: «Будем купаться!»

Познакомить детей с правилами поведения на воде в летнее время.

Подвижные игры: «Через ручеёк», «Щуки и лягушата», «Рыбак и рыбки», «Удочка».

Упражнять детей в беге с увёртыванием; развивать быстроту реакцию, ловкость, внимание.

Пальчиковые игры «Щука хищная, зубастая», «В море бурном, море синем», «Рыбка плавает в водице», «Сеть тяну, рыбу ловлю…», «Рыбка», «Пять рыбок».

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Чтение: русская народная потешка «Дед хотел уху сварить»; французская песенка «Рыбки»; русская народная сказка «По щучьему веленью»; З.Н.Александрова «Ветер на речке»; А.Барто «Рыбка плавает в водице»; М.Стельмах «Горе-рыболов» (пер. И.Токмаковой).

Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений.

Заучивание: русская народная потешка «Водичка, водичка»; Д.Розалиева «Дельфины».

Развивать память, речь и чувство ритма. 

Загадки об обитателях рек, озёр, морей и океанов.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Просмотр видео «Подводный мир».

Обобщение и закрепление знаний детей о подводных обитателях.

Рассматривание иллюстраций обитателей рек, озёр, морей и океанов (энциклопедия, атлас).

Создать у детей радостное настроение, восторг и удивление от разнообразия подводных обитателей; воспитывать любовь и интерес к природе.

Прослушивание музыкальных произведений по теме недели.

Воспитывать у детей культуру слушания музыки.

Тема недели: Путешествие в мир насекомых.


Мероприятия

Цели и задачи

Рисование «Бабочка» (монотипия предметная).

Познакомить детей с новой техникой рисования – монотипия предметная, учить рисовать по представлению бабочку, располагая рисунок с одной стороны от сгиба листа; учить гармонично подбирать краски для получения выразительного изображения; развивать восприятие цвета, воображение.

Аппликация «Божья коровка».

Закреплять умение правильно наклеивать детали; развивать сосредоточенность, внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией взрослого; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Лепка «Стрекоза».

Закреплять умение лепить шарики и жгутики; учить составлять их них сюжетную композицию; воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Лепка «Обитатели цветочной поляны».

Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности; закреплять приёмы раскатывания, сплющивания; развивать мелкую моторику, фантазию, творчество; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Поделка «Пчёлы» (коллективная работа из бросового материала)

Продолжать учить создавать из бросового материала объёмные фигуры; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, умение действовать самостоятельно.

Беседы: «Какие бывают насекомые», «Путешествие в мир насекомых», «Что вы знаете о насекомых?», «На тропинку у ворот приземлился вертолёт», «Муравьи – санитары леса».

Уточнить и дополнить знания детей о многообразии насекомых, их образе жизни; закрепить знания об общих признаках насекомых; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Беседы: «Насекомые – польза и вред».

Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми».

Подвижные игры: «Комарики и лягушка», «Пчёлки», «Мотыльки», «Медведь и пчёлы», «Поймай комара».

Учить детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать бег в определённом направлении; повысить двигательную активность; вызвать чувство радости от совместных действий.

Дидактические игры: «Четвёртый лишний»; «Цветок для бабочки» (по методике М.Монтессори.

Уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида насекомых; развивать цветовосприятие.

Пальчиковые игры «Божьей коровки папа идёт», «Летит комар», «Бабочка-коробочка», «Бабочка», «Домик маленький на ёлке», «Комары».

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Игры-ситуации: «Лети, мотылёк!».

Побуждать детей к имитации образов героев сюжетов в вокально-двигательной импровизации.

Чтение: русская народная потешка «Сел комарик под кусточек»; Н.Д.Калинина «Про жука»; Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки: Сказка о том, как жила-была последняя муха»; К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха».

Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений.

Заучивание: «Жук»; русские народные потешки «Божья коровка», «Тук-тук, улитка»; В.А.Степанов «Пчела».

Развивать память, речь и чувство ритма. 

Загадки об обитателях рек, озёр, морей и океанов.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Просмотр презентаций: «Удивительный мир насекомых», «Ожившие цветы».

Обобщение и закрепление знаний детей о цветочных растениях.

Рассматривание иллюстраций насекомых (энциклопедия), фотографий.

Создать у детей радостное настроение, восторг и удивление от разнообразия насекомых; воспитывать любовь и интерес к природе.

Прослушивание музыкальных произведений по теме недели.

Воспитывать у детей культуру слушания музыки.

Тема недели: Кладовая здоровья.


Мероприятия

Цели и задачи

Рисование «Ягодки и яблочки на тарелочке» (оттиск печатками из картофеля, рисование пальчиками).

Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.

Аппликация «Фрукты на тарелке».

Закреплять навыки изображения предметов из готовых форм; побуждать красиво располагать элементы на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем.

Аппликация «Груша» (крупа).

Учить детей равномерно наносить клей на поверхность рисунка и аккуратно сыпать крупу; развивать творческое воображение; мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность в работе с бумагой, клеем и крупой; самостоятельность.

Аппликация из предметов: книжка-малышка «Фрукты-овощи» (коллективная работа).

Расширить представления детей о многообразии фруктов и овощей; учить различать овощи и фрукты; закреплять приёмы аккуратного наклеивания; развивать внимательность.

Лепка «Ягодка-малинка»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм; надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Беседы: «Во саду ли, в огороде», «Фрукты и овощи полезны взрослым и детям», «Витамины на тарелке»

Продолжать обогащать представления детей об овощах и фруктах; пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Беседы: «Когда съедобное ядовитое»

Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствиях; дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению; рассказать об оказании первой помощи.

Подвижные игры: «Огуречик, огуречик…», «Срывание яблок», «Огородник».

Учить детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать бег в определённом направлении; повысить двигательную активность; вызвать чувство радости от совместных действий.

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Полезно-неполезно», «Чудесный мешочек», «Определи на вкус».

Уточнить знания о полезных продуктах; учить определять овощи и фрукты на ощупь и на вкус; закрепить знание названий овощей и фруктов.

Пальчиковые игры «С веток ягоды снимаю», «Овощи», «Будем мы варить компот», «У Лариски – две редиски», «Раз, два, три, четыре, пять», «Ягодки».

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Игра-ситуация «Кто из нас, из овощей…».

Обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию; учить обсуждать содержание сказки.

Чтение: детская песенка «По малину»; русская народная потешка «Куда бежите, ножки?»; небылица «Была репа важная…»; русские народные сказки «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Война грибов с ягодами» «Вершки и корешки»; белорусская народная сказка «Пых»; Ю.Тувим «Овощи»; Н.М.Павлова «Земляничка»; А.С.Пушкин «Яблочко».

Познакомить детей с литературными произведениями по теме недели; способствовать эмоциональному восприятию произведений.

Заучивание: русская народная потешка «Огуречик, огуречик»; З.Александрова «Арбуз».

Развивать память, речь и чувство ритма. 

Загадки о фруктах, ягодах и овощах.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Просмотр презентаций: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!».

Обобщение и закрепление знаний детей об овощах, фруктах и ягодах, их пользе для человека.

Прослушивание музыкальных произведений по теме недели.

Воспитывать у детей культуру слушания музыки.

Работа с родителями:

  • Консультации: «Растим любознательных детей», «Роль витаминов в развитии ребёнка», «Воспитание бережного отношения к природе», «Игры с детьми на воздухе в летний период».
  • Рекомендации: «Наблюдения за природой летом», «Формирование познавательного интереса у ребёнка».
  • Памятки: «Тепловой и солнечный удар», «Ядовитые растения», «Забавы на воде», «Укусы насекомых», «Прогулки с детьми в природу», «Правила поведения на воде в летний период».
  • Оформление альбома «Как я провёл лето» (фото семьи и рассказ о летнем отдыхе).

Работа родителей и детей (совместная):

  • Нарисовать рисунок на тему «Летнее царство».
  • Сочинить сказку по теме «Цветы» и изготовить любой цветок.

III этап – заключительный
Цель:

  • оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

Мероприятия:

  • Беседа «Чем вам запомнилось лето».

Вывод:
Дети с радостью и удовольствием проводили каждый летний день, получили заряд бодрости и здоровья. Большую часть времени дети находились на воздухе, что дало возможность для формирования здорового образа жизни, повышения двигательной активности, обогащения знаний детей о природе летом.

Используемая литература:

  • Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми   2-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.
  • Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В. Груба. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 80 с.
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.: цв. вкл.
  • Азбука цвета: Развитие творческих способностей у малышей / Марина Голубева. – СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014. – 63 с.: ил.
  • Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления. / С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010. – 249 с. – (Готовимся к школе).
  • Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
  • Беннетт Стив, Беннетт Рут Литтерль 365 игр для детей и взрослых. – Пер. с англ. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 480 с., ил.
  • Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 С.
  • Наглядно-дидактическое пособие «Насекомые». Для занятий с детьми в дошкольных учреждениях и дома (3-7 лет). Серия «Мир в картинках». Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.
  • Наглядно-дидактическое пособие «Цветы». Для занятий с детьми в дошкольных учреждениях и дома (3-7 лет). Серия «Мир в картинках». Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.
  • Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний / Пер. с англ. В.В.Свечникова и О.И.Чибисовой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 512 с.
  • Климентов А.Е. Животный мир нашей планеты / [О.Жукова, М.Саморезов, Н.Устинов и др.]. – М.: Белый город. – 368 с.: ил.
  • Амфибии и рептилии. Серия «Атлас с наклейками» (Для чтения взрослыми детям). ООО «Алтей и Ко», 2016 г.
  • Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. / И.В.Новикова; худож. Е.А.Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.: ил. – (Детский сад: день за днём).
  • Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
  • Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.  Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
  • Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 256 с.
  • Авторы: Лещинская В.В., А.И.Иевлев «Развивающие игры с детьми до 3-х лет». ООО «Аделант», 2010 г., 384 с. Серия: «Домашняя библиотека».
  • Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128 с. (1-3 года).
  • Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 320 с. (4-5 лет).
  • Интернет-ресурсы.
Страница обновлена 22.08.2019