Мастер-класс для родителей
«Волшебные краски»
(с детьми)

Цели:

  • закрепление у детей представления о цветах спектра и последовательности их расположения;
  • формирование у родителей понятия о важности игр, развивающих восприятие цвета, для детей дошкольного возраста;
  • знакомство родителей с дидактическими играми, развивающими у детей способность к восприятию системы цветовых тонов;
  • воспитание у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности.

Оборудование:

  • Дополнительные материалы;
  • таблица смешения цветов;
  • мешочек; мелкие игрушки цветов спектра по количеству играющих;
  • карточки с изображением помидора, апельсина, цыплёнка, огурца, василька, тучи, сливы; полоски цветов спектра по количеству играющих;
  • ноутбук, слайд-шоу «Радуга»;
  • фонограмма грозы, зонт, свеча;
  • краски основных цветов, кисти;
  • силуэтное белое изображение цветка (лепестки по количеству играющих).

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть

     – Наша сегодняшняя встреча посвящена играм, развивающим восприятие цвета. Почему такие игры необходимы и важны для детей дошкольного возраста?
Во-первых, использование и изучение цветовых сенсорных эталонов (семь цветов спектра и их оттенков) имеют огромное значение для развития цветоразличительных способностей, а значит, для развития любой продуктивной творческой деятельности (рисование, аппликация и т.д.).
Во-вторых, опытное сопоставление и смешение цветов представляют гимнастику для ума, развивая ассоциативно-образное мышление, а, следовательно, важны для умственного развития детей.
      Мы подобрали для вас несколько любопытных фактов, иллюстрирующих историю восприятия цвета человечеством. Учёные предполагают, что люди не всегда воспринимали то количество цветов, которое они видят сейчас. Вряд ли глаз достался человеку в «готовом виде». Как и любой человеческий орган, он подергался длительному совершенствованию.

      Так, древние греки и персы, по-видимому, не воспринимали синий цвет. В античных рукописях отсутствует фиолетовый. По свидетельству Миклухо-Маклая, папуасы не различали зелёный цвет, хотя и жили среди буйной тропической зелени. А примитивные наскальные рисунки, созданные первобытными людьми, ограничены жёлтой и красной охрой. Можно объяснить это недостатком красок, но справедливо, скорее всего, другое: человечество училось различать цвета так же, как и ребёнок, – сначала ему открывались жёлтый и красный, затем зелёный и только потом синий.
Сейчас люди воспринимают десятки тысяч цветов.
      А теперь остановимся на тех цветах и оттенках, которые должны знать дети среднего дошкольного возраста.
Таблица смешения цветов

  • Смешение основных цветов между собой (жёлтый + красный = оранжевый; жёлтый + синий = зелёный; красный + синий = фиолетовый).
  • Смешение основных и промежуточных с белым и чёрным цветами (синий + белый = голубой; красный + белый = розовый; зелёный + чёрный = тёмно-зелёный).
  • Смешение чёрного и белого цветов (серый).

Итак, сегодня вы познакомитесь с играми, с помощью которых дети могут закрепить знания о цветах спектра и поупражняться в их назывании, о смешении основных цветов и получении производных, о взаимосвязи цветов в спектре, в т.е. радуге.

2. Проведение игр

В зал приглашаются дети.
- Ребята, сегодня мы будем играть с родителями.
Игра «Чудесный мешочек»
- Посмотрите, какой красивый мешочек я для вас принесла (в мешочке мелкие игрушки цветов спектра по количеству играющих). Он не пустой. Хотите посмотреть, что в нём лежит?
Предлагаю взять игрушку первому ребёнку.
- Что ты достал? Какого цвета?
По очереди подхожу ко всем детям и родителям. В конце игры подвожу итог.

Игра «Угадай, какого цвета»
У меня – карточки с изображением помидора, апельсина, цыплёнка, огурца, василька, тучи, сливы (можно другой предмет того же цвета) и полоски цветов спектра. Предлагаю посмотреть на первую картинку.
- Что это? Какого цвета? (Помидор, красного цвета.)
- Покажите полоску такого же цвета, как помидор.

Игра «Радуга»
- Ребята, а кто-нибудь из вас видел радугу после дождя? Какие в ней были цвета? (Ответы детей, родители могут помочь.)
На экране появляется изображение радуги. Просмотр слайд-шоу «Радуга».
- Все цвета в радуге располагаются по порядку. Сегодня мы с вами попробуем выложить радугу правильно (у каждого играющего полоски цвета радуги), а поможет нам стихотворение А.Венгера «Цвета радуги»:
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки,
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамёна за окном горят.
- О каком цвете идёт речь? (О красном.)
- Найдите красную полоску и положите её перед собой.
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
- Какой цвет будет следующий? (Оранжевый.)
Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит.
Жёлтые груши на ветках висят,
Жёлтые листья с деревьев летят.
- Какой цвет положим после оранжевого? (Жёлтый.)
У нас растёт зелёный лук
И огурцы зелёные,
А за окном зелёный луг
И домики зелёные.
- Какого цвета должна быть следующая полоска? (Зелёного.)
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над ними ещё голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз,
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
- Какой цвет идёт после зелёного? (Голубой.)
В синем море островок,
Путь до острова далёк.
А на нём растёт цветок –
Синий-синий василёк.
- Какой цвет положим рядом с голубым? (Синий.)
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву её и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
- Какой цвет будет лежать последним? (Фиолетовый.)
Итог игры: дети хором перечисляют все цвета радуги.

3. Этап продуктивной деятельности
Рассказываю сказку В.П.Катаева «Цветик-семицветик». Останавливаюсь в том месте, когда девочка держит в руках цветок и загадывает первое желание.
- Сегодня я для вас тоже принесла волшебный цветок. Хотите загадать желание? Но где же цветок?
Ищем с детьми цветок по всему залу. Звучит фонограмма грозы. Дети прячутся под зонтом. После «дождя» дети находят цветок, но он белого цвета.
- Ребята, дождь смыл все краски. Чтобы цветок снова стал волшебным и можно было загадать желание, надо раскрасить его лепестки.
Все играющие получают лепестки. На столах приготовлены краски. Играющие сами выбирают, будут ли они раскрашивать лепесток готовой краской или же будут смешивать цвет на палитре.

4. Заключительная часть
По окончании работы цветок собирается на доске, и дети вместе с родителями загадывают желания.

Страница обновлена 21.08.2019