Мастер-класс для родителей
«Наши пальчики играют»

Цели:

  • раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;
  • познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук;
  • дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование:

  • Дополнительные материалы;
  • ноутбук;
  • презентация «Изготовление игрушки в технике оригами «Кошечка»;
  • по 2 квадрата 10х10 см одного цвета;
  • цветная бумага для оформления;
  • ножницы, клей;
  • фломастеры, простой карандаш.

Ход мастер-класса

1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи
      Ещё век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
      Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлёкшись ранним развитием детей, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить детей младшего возраста читать – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей должно происходить с самого раннего возраста. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

      Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки могут быть использованы упражнения.
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу».
«Слонёнок» - средний палец выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слонёнок «идёт» по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т.д.
Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.

2. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе много внимания многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
С давних времён известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровляющее воздействие на организм ребёнка. Развитая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка.
Это подвело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей дошкольного возраста.
Конструирование из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить и т.д. Коллективные работы найдут своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения.
Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способам работы с бумагой.

3. Изготовление с родителями игрушки «Кошечка» в технике оригами (с использованием презентации)

Слайд 1
«Изготовление игрушки в технике оригами - «Кошечка».

Слайд 2
Я хочу познакомить вас с историей возникновения техники оригами; научить делать простую игрушку в этой технике и постараться сделать так, чтобы у вас появилось желание сделать её вместе с детьми.

Слайд 3
Что такое оригами?
Оригами – это одно из традиционных японских искусств. Название этого искусства по-японски означает складывание бумаги для создания различного рода трёхмерных и плоских фигурок, а также орнаментальных объектов.

Слайд 4
Впервые оригами появилось в синтоистских храмах, в которых до сих пор изготавливают бумажные амулеты, а злых духов отгоняют при помощи сакральной метёлки, сложенной из полосок бумаги.

Слайд 5
В XIII-XIV в.в. оригами постепенно вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Бумага считалась предметом роскоши, а конструирование из неё стало одним из обязательных умений для аристократии и двора. Необходимо было усвоить хотя бы начальный уровень. 

Слайд 6
Постепенно это искусство показателем хорошего тона и признаком изысканных манер. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

Слайд 7
В XVII-XVIII в.в. оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. К этому времени бумага перестала быть предметом роскоши, оригами начало распространяться и среди простого народа Японии.

Слайд 8
Во второй половине XIX в. Япония распахнула двери остальному миру и начала знакомить европейцев с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Слайд 9
Сейчас оригами популярно во всём мире. Это великолепный способ расслабиться, прекрасный метод развития ручной моторики, да и просто увлекательное занятие. Оригами – это и незатейливое средство занять ребёнка, развивающее и сознание, и моторику. Поэтому и малыши, и взрослые люди с удовольствием складывают оригами.

Слайд 10
Для создания игрушки «Кошечка» понадобится:

  • два квадрата 10х10 см (для головы и туловища);
  • цветная бумага для оформления игрушки;
  • ножницы;
  • клей.

Слайд 11
1. Изготовление головы
Сложить квадрат по диагонали – базовая форма «треугольник».

Слайд 12
Треугольник сложить пополам.

Слайд 13
Расправить получившийся треугольник. Боковые стороны разделить на три равные части.

Слайд 14
Наметить линию, соединив точки, как показано на рисунке.

Слайд 15
По намеченным линиям отогнуть углы треугольника вверх.

Слайд 16
Наметить линию, соединив оставшиеся точки.

Слайд 17
Согнуть верх фигуры на себя по намеченной линии.

Слайд 18
Перевернуть получившуюся фигуру.

Слайд 19
2. Изготовление туловища
Второй квадрат сложить пополам.

Слайд 20
Раскрыть получившийся треугольник.

Слайд 21
Сложить боковые стороны к получившейся линии – базовая форма «Воздушный змей».

Слайд 22
Отогнуть нижний угол вверх и убрать его внутрь фигуры.

Слайд 23
Перевернуть фигуру.

Слайд 24
Соединить детали между собой.

Слайд 25
Оформить игрушку.

Слайд 26
Время показало, что кусок бумаги в руках настоящего мастера может превратиться в шедевр искусства.
Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь. Боящийся – не совершенен. Какому бы делу вы ни решили посвятить себя, то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит».

4. Заключительная часть
- Очень надеемся, что работа, начатая в группе, будет продолжена и дома, поэтому позвольте дать Вам несколько советов:

  • до занятий необходимо приготовить бумажные квадраты нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребёнка и хорошо освещено;
  • начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять Ваши действия с бумагой;
  • демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребёнка и отсутствия отвлекающих факторов – в состоянии эмоционального комфорта;
  • не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребёнка на то, что в следующий раз всё получится гораздо лучше;
  • применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и Ваш маленький «учитель» с радостью придёт к Вам на помощь;
  • помните, что занятие не должно длиться более 30 минут;
  • при появлении усталости используйте потешку, сопровождая её пальчиковой гимнастикой:

Наши пальцы не ленились,
Над фигуркой всё трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнём,
Снова складывать начнём.

- Спасибо за активное участие, за замечательные работы.
Страница обновлена 21.08.2019