Мастер-класс для педагогов
«Театрализованные игры в детском саду»

Цель:

  • повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду.

Задачи:

  • познакомить педагогов с разными видами театров;
  • побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду;
  • научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных кукол.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Театрализованные игры в детском саду»; пальчиковые куклы (дедка, бабка, папа, мама, девочка, мальчик), маски животных, пластиковая ложка, пластилин, цветная бумага, линейка, ножницы, карандаш, обрезки толстых ниток, клей ПВА (для каждого участника).

Ход мастер-класса:

Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Тема моего мастер-класса «Театрализованные игры в детском саду». Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Слайд 2
- Цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества. Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Слайд 3
- Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость.

Слайд 4
- Воспитательные возможности театрализованных игр очень широки. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам, педагогам, через театрализованные игры оказывать позитивное влияние на детей.

Слайд 5
- Театрализованные игры включают такие компоненты:

  • действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными персонажами, пальчиковыми, би-ба-бо, плоскостными фигурками);
  • непосредственные действия детей по ролям;
  • литературная деятельность (диалоги и монологи от лица персонажей литературных произведений);
  • изобразительная деятельность (создание декораций, костюмов персонажей);
  • музыкальная деятельность (исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т.д.).

Слайд 6
- Чтобы дети могли проявить самостоятельность и творчество в театрализованных играх, нужно создавать следующие условия: содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; педагогическое сопровождение строить с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка; театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.
- Безусловно, в театральных играх важную роль играет воспитатель. От него требуется умение строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей.

Слайд 7
- Театрализованные игры делят на две группы: игры-драматизации и режиссёрские. В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, реализует какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием.
- Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.

Слайд 8
- Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью с ними разыгрываются сценки по литературным произведениям, используют потешки.

Слайд 9
- Предлагаю поиграть в игру «Ладушки-хлопушки».
Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают, сопровождая ответы имитационными движениями.
Воспитатель:       Ладушки-хлопушки,
Где вы бывали?
Много ли работали?
Дети:          Да!
Воспитатель:       Что делали?
Дети:          Рылись в песочке,                 (хлопать левой ладошкой о правую,
Клали пирожочки.               потом правой о левую)
Воспитатель:       Что ещё делали?
Дети:          Кубики складывали.
Воспитатель:       Как?
Дети:          Кубики сложили,
Домик смастерили.               (попеременно постукивать кулачком о
Тук-тук, тук-тук.                            кулачок)
Вот какой большой,             (поднять руки вверх – «крыша»)
С крышей и трубой.

Слайд 10
- Чтобы оживить игры с пальчиками, можно сделать из бумаги пальчиковые куклы. С помощью таких игрушек обыгрывается ряд стихотворений и потешек.
-Давайте и мы с вами немного поиграем. На каждую строчку потешки надеваем на палец соответствующую куколку.
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – наш малыш,
А зовут его… (имя ребёнка).

Слайд 11
- В средней группе происходит становление мотивации интереса к игре как средству самовыражения. В работе используются обучающие упражнения типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». Усложняются методы и приёмы, используемые в младшей группе: ведение рассказа от первого лица, сопровождение текста движениями: «Я зайчик. Посмотрите, какие у меня длинные ушки, какие сильные лапки, как я прыгаю, как я быстро бегаю».
- Предлагаю выбрать маски и рассказать о своём герое от первого лица, сопровождая текст соответствующими движениями и интонацией.

Слайд 12
- Для драматизации сначала можно использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку. Организуя режиссёрские игры, воспитатель занимает позицию помощника: просит детей пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошёл?»), иногда выступает носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает детям включиться в подобную деятельность.

Слайд 13
- А теперь предлагаю вашему вниманию несколько видов театра, наиболее часто используемых на наших занятиях.
- Настольный театр игрушек. Это обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Их можно приобрести в магазине, сшить мягкую игрушку своими руками, связать крючком. Сценическая площадка – детский стол или напольный коврик. Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность.

Слайд 14
- Плоскостной театр – это разновидность настольного театра, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести готовый из дерева, пластика и другого материала.  Персонажи и декорации – картинки, фигурки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес у детей.

Слайд 15
- Настольный театр из конусов доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх. Легко можно сделать своими руками.

Слайд 16
- Пальчиковый театр – это фигурки персонажей, которые одеваются на пальчики. Этот театр помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учит общению между взрослыми и сверстниками. Ребёнок «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действие, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Слайд 17
- Театр кукол би-ба-бо ещё называют театр «Петрушки». Это перчаточные куклы, которые сделаны из твёрдой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Слайд 18
- Костюмированный или ролевой театр, где дети (взрослые) берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы.

Слайд 19
- Театр маски. Иногда достаточно надеть маску, чтобы превратить ребёнка в актёра. Маски можно сделать из поролона, бумаги, приобрести готовые.

Слайд 20
- В современном детском саду существует множество видов кукол для театрализованной деятельности. Но нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, лёгкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Многие куклы просты в своём изготовлении. Я предлагаю вам сегодня сделать куклы-ложки. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.
- Итак, для изготовления куклы нам понадобится пластиковая ложка, пластилин, цветная бумага, линейка, ножницы, простой карандаш, обрезки шерстяных ниток
- Посоветуйтесь и решите, героев какой сказки Вы будете делать.
- Моим героем, например, будет лягушка. Беру ложку и зелёный пластилин, на выпуклую сторону наношу пластилин, размазывая его по ложке. Вы выбираете пластилин, который нужен для Вашего героя. Далее из пластилина я делаю глаза, нос, рот. Вы, если это необходимо, ушки, усики. Волосы можно сделать из ниток, закрепив их на вогнутой стороне ложки при помощи клея или пластилина. Теперь нам понадобится цветная бумага. Для лягушки я возьму бумагу зелёного цвета, из неё вырезаю квадрат 10х10 сантиметров, складываю его по диагонали и вырезаю небольшую дырочку, чтобы вставить ложку. Из пластилина делаем воротничок, чтобы соединить бумагу с ложкой. По желанию, можно наряд украсить.
- Игрушки готовы. Такими игрушками, сделанными своими руками, дети будут с удовольствием играть и показывать спектакли. А вы готовы поиграть своими куклами и показать спектакль?

Слайд 21
- Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, требующая участия родителей. Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов. Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Слайд 22
- В заключение можно сказать, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить, играя».

Слайд 23
- Спасибо за активное участие в мастер-классе.

Используемая литература:

  • «Детский сад. Всё для воспитателя». 2 (38) февраль, 2015.
  • Материалы www.maam.ru
Страница обновлена 21.08.2019