Мастер-класс для педагогов
«Сенсомоторное развитие детей младшего
дошкольного возраста»
Цель:
- Закрепить представления педагогов о содержании и особенностях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
Ход мастер-класса
– Добрый день, уважаемые коллеги!
- Я предлагаю вам решить проблемную ситуацию: узнать на ощупь, что находится в «чудесном мешочке».
Педагоги ощупывают предмет и высказывают свои предположения.
- Сейчас вы попали в затруднительное положение. Такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям. Основой же умственного воспитания является сенсорное развитие. А сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания.
- Тема моего мастер-класса «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста».
- Для развития сенсомоторных способностей существует огромное множество различных игр и упражнений. Сегодня я предлагаю вашему вниманию некоторые игры, требующие минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей.
Игра «Угостим медведя ягодой»
Цели:
- Учить детей выбирать предметы заданного цвета из нескольких предложенных.
- Развивать координацию руки и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: коробка с мозаикой – 10 элементов красного цвета, по 5 элементов жёлтого и зелёного цвета, медведь.
– Сегодня к нам в гости пришёл Мишутка. Давайте угостим его ягодами. Но Мишутка любит спелую ягоду красного цвета.
Дети выбирают элементы красного цвета и вставляют в панель.
Игра «Бабочки»
Цель:
- Учить подбирать вкладыши округлой формы в соответствии с размером и цветом.
Оборудование: вырезанные из цветного картона бабочки, пластиковые крышки разного цвета и размера.
- Посмотрите, как много к нам прилетело бабочек. Но сильный ветер сдул с их крыльев все узоры. Давайте украсим крылья бабочек.
Дети подбирают пластиковые крышки в соответствии с цветом и размером.
Игра «Ловим раков»
Цель:
- Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Оборудование: ведёрко, бельевые прищепки.
- Рыбак поймал в реке раков и сложил их в ведёрко. А раки стали расползаться. Давайте сложим их обратно в ведёрко.
Дети снимают прищепки с края ведра и складывают их внутрь.
Тренажёр «Сухой дождь»
Цели:
- Закрепить знание цветов.
- Тренировка мелкой моторики рук и ловкости.
Оборудование: атласные ленты разного цвета на палочке, бельевые прищепки.
- Ветер подул, и к нам прилетела тучка. Тучка не простая, а дождевая. Давайте сделаем капельки: вешаем на дождинки прищепки того же цвета.
Упражнение «Проглот»
- Упражнения для пальцев рук развивают не только мелкую моторику, но также внимание, память. А если сопровождать их стихотворными текстами, то и чувство ритма.
- Давайте поиграем с платочками. Берём платочек за уголок и пытаемся вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
У меня живёт проглот,
Всё подряд проглот жуёт.
Вот и стало у проглота
Брюшко, как у бегемота.
- Затем дети выполняют упражнение другой рукой. Если хорошо получается, то можно выполнять упражнение двумя руками одновременно.
Игра «Золушка»
- Игры с природным материалом развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, совершенствуют движения пальцев рук, закрепляют знания о форме, величине предмета.
- Давайте поможем Золушке: очистим горох от мусора – разложим по тарелочкам.
Значение сенсомоторного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей и развитию речевой деятельности.