Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Мокеевский детский сад

Мастер-класс для педагогов
«ИКТ в дошкольном образовании»

Цель:

  • создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ.

Оборудование:  ноутбук, экран, проектор; презентация «ИКТ в дошкольном образовании», «Бабочки»; видео «Божья коровка»; материал для практической работы (картинки: фрукты, ягоды, ваза для фруктов, корзина).  Дополнительные материалы.

Ход мастер-класса

Слайд 1
     Мы живём в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека.  Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. 

Слайд 2
     Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребёнка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребёнка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.


Слайд 3
     В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет всё большие требования к информатизации в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в дошкольных образовательных учреждениях. Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании» в РФ.
  • Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от 8.05.08 №03-946: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».
  • Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России».
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (вместе со "Сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской и муниципальными учреждениями»).
  • Федеральный закон от 08.11.2010 № 293 об оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования, о создании сайта ОУ, соответствующего единым требованиям.
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2012 года».
  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды».
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года».
  •  Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы
  • Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 г. № 164» с изменениями.
  • Постановление правительства РФ от 18.04.2012г. № 343 «Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновления информации об ОУ».
  • Приказ Минобразования РФ «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20.07.2011г. №2151.

Слайд 4
В нашей стране, за последние несколько лет, произошли ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях:

  • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
  • Реализация программы «Электронная Россия»;
  • Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
  • Подключение в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
  • Принятие Закона «Об образовании»;
  • Формирование социальных сетей и др. потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.

Слайд 5
     В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. 
Статья 16. «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…»
Статья 18. «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»
Статья 29. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Слайд 6
     Для успешной реализации образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями государства, общества, семьи в каждом ДОУ должны активно использоваться информационно-коммуникационные технологии. А для этого необходимо каждому педагогу быть компетентным в вопросе владения компьютерной грамотой, умением использовать ИКТ в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
ФГОС ДОУ:
3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы
     Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
«Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием…»

Слайд 7
     Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к ком­муникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной.
     В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам:

  • Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Выстраивать партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Слайд 8
     Прежде всего, необходимо чётко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
     Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
     Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает своё место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Слайд 9
     Информационные технологии – это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • принтер;
  • видеомагнитофон, DVD плейер;
  • телевизор;
  • магнитофон;
  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • электронные доски.

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • фотографии;
  • видеоролики;
  • видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
  • презентации (электронные книги, электронные выставки);
  • детские развивающие компьютерные игры;
  • возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

10 слайд 
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Можно выделить 4 основных области применения ИКТ:

  • Ведение документации.
  • Методическая работа, повышение квалификации педагога.
  • Работа с родителями.
  • Воспитательно-образовательный процесс.

1. Ведение документации.
     В процессе образовательной деятельности составляю и оформляю календарные и перспективные планы, готовлю материал для оформления родительского уголка и т.д. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.  
     Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации: оформление документации, подготовка портфолио. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы, а современные требования в образовании диктуют свои правила.

Слайд 11
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога. 
     В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Предлагаю вам список сайтов, информацией с которых я чаще всего использую в своей работе:

  • http://planetadetstva.net/ - «Планета детства», интернет-журнал для педагогов, http://www.maam.ru/ - «МААМ», международный образовательный портал, учебные материалы для детского сада,
  • http://nsportal.ru/ - «Наша сеть», социальная сеть работников образования,
  • http://dohcolonoc.ru -  «Дошколенок», сайт для воспитателей детских садов,
  • http://detsad-kitty.ru - «Детсад», сайт для детей и взрослых,
  • http://pochemu4ka.ru - «Почемучка», сайт для детей и их родителей,
  • http://doshvozrast.ru -  «Дошкольный возраст», сайт для детского сада, воспитание ребёнка в детском саду и семье,
  • http://www.o-detstve.ru/ - «О детстве», педагогический интернет-портал,
  • http://doshkolnik.ru/ - «Дошкольник», сайт для всей семьи,
  • http://mirdoshkolyat.ru/ - «Мир дошколят», педагогический интернет-портал.

     Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Например, на интернет-портале «Мир дошколят» я разместила несколько публикаций своих рабочих материалов, о чём имеются соответствующие сертификаты о публикации.
     Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности. В этом году я проходила дистанционное обучение по курсу "Обучение детей навыкам безопасного участия в дорожном движении в рамках реализации мероприятий целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Зарегистрировавшись на сайте http://predstavit.bget.ru, по индивидуальному плану группы мы изучали предоставленный материал, отвечали на вопросы, дискутировали. После выполнения итоговой работы получила сертификат об обучении.
     Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Некоторые педагоги нашего ДОУ уже не только принимали участие в таких конкурсах, но и являлись победителями. Дипломы и сертификаты таких конкурсов пополняют портфолио педагога.

Слайд 12  
3. Работа с родителями.
     Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Важную роль в этом направлении также играет использование интерак­тивных технологий.  
В нашем ДОУ создан официальный сайт http://mokds.ru, что даёт родителям возможность оперативного получения ин­формации о жизни ДОУ, здесь можно делиться информацией о мероприятиях, орга­низованных в детском саду, что в свою очередь позволяет уча­ствовать в жизни детского сада, получать информацию в форме объявлений, педагоги­ческих советов и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родите­ли торопятся и не всегда успева­ют прочитать информацию, размещённую в уголке для родите­лей. А дома вместе с ребёнком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошед­ших событиях, получить кон­сультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внима­тельнее прислушиваются к сове­там педагогов, активнее участву­ют в групповых проектах и ме­роприятиях.

Слайд 13
     У нашего детского сада есть своя группа ВКонтакте: https://vk.com/club108092181   которая постоянно пополняется интересной информацией.  

Слайд 14
     Также у каждого воспитателя нашего детского сада есть своя «Методическая копилка». Моя методическая копилка.
Современные технические средства используются также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий для повторения лексических тем, проведении родительских собраний и т.д.
     А на выпускных балах просмотр подготовленной мультимедийной презентации из старых фотографий вызывает отклик в сердцах и детей, и взрослых.

Слайд 15
4.  Воспитательно –образовательный процесс.
     Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса, который включает в себя:

  • организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
  • организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
  • реализацию проектов,
  • создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

         Современного ребёнка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушка­ми, разрезными моделями, складными кубиками.
Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
     Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная мини-библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, раскраски к лексическим темам, схемы лепки и рисования и т.д. Материалы мною постоянно добавляются.
Использование ИКТ

 

Тематические
презентации (Видео/PowerPoint)

Тематические мультфильмы, литературные произведения

 

«Семейное»
видео/ слайд-шоу

 

Дидактические игры

ФЭМП, ФЦКМ

Проекты

Картотека игр

Музыка. Звуки

 

Речевое развитие

Слайд 16
Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными. Презентация является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия; помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объёма бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций. Мультимедиа даёт возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука.

Слайд 17
Видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: как прорастает цветок, как из куколки появляется бабочка, как разговаривают звери и птицы и т.д.
Давайте посмотрим короткое видео «Божья коровка».
Важно отметить, что, несмотря на огромное количество презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который педагог может использовать без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

Слайд 18
Когда сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, можно самим создать презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.
Microsoft PowerPoint — самая популярная на сегодняшний день программа для создания и проведения презентаций, которая является частью Microsoft Office. С помощью этой программы можно создать дидактическую игру. Давайте поиграем в такую игру.

Слайд 19-20
Педагоги в качестве детей играют в дидактическую игру «Соберём подарки».

Практическая работа «Создание дидактической игры»
 с использованием программы PowerPoint

Сегодня предлагаю вам познакомиться с некоторыми приёмами создания презентации (дидактической игры) в PowerPoint.
Для запуска PowerPoint нажимаем кнопку Пуск и в открывшемся Главном (стартовом) меню щёлкнем команду Программы. Запускаем программу Microsoft PowerPoint.
Ниже строки Заголовка на синей полосе находится Строка меню. Строка меню предоставляет доступ ко всем важным командам программы PowerPoint.  
Выбор дизайна. Дизайн можно выбрать из предложенных Тем, или использовать Стили фона, Формат фона (сплошная заливка, градиентная заливка, рисунок или текстура).
Что касается выбора цвета фона, то психологи пришли к выводу о том, что определённый цвет влияет на психическое состояние человека. Если кратко изложить теорию цвета, то она выглядит следующим образом:


ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДА
Теория цвета: 
красный – позитивный и весёлый, но после 18 слайда вызывает агрессию и не учебное состояние;
жёлтый – лучше приглушить ближе к бежевому, хороший цвет для учеников младшего и среднего звена;
зелёный (мягкий, приглушённый) – до 29-30 слайда воспринимается оптимально;
синий (мягкий) – позитивный цвет до 30 слайда;
фиолетовый – не способствует запоминанию информации;
белый – способствует воспроизведению информации от 50 до 70%;
чёрный – цвет агрессии и стресса;
коричневый (яркий) – после 23 слайда вызывает подъём артериального давления;
серый – вызывает тревогу.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что цвет фона лучше всего делать в светлых, пастельных тонах.
Заполнение первой страницы:                заголовок слайда – Дидактическая игра,
подзаголовок слайда – Фрукты и ягоды
Создание нового слайда – Создать слайд. Выбираем макет содержимого Пустой слайд.
Вначале нужно на слайде разместить объекты. Для выбора рисунка нажмём на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем фото или рисунок двойным щелчком из папки их расположения. Для нашего примера добавляем картинки: овощи и фрукты.
Нужно продумать каким образом к ним будет применена анимация и триггер. (Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придаёт игровой момент и интерактивность самой презентации.) Теперь картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу и по мере выполнения задания. По нашему замыслу надо сделать так, чтобы не нужное удалялось, а нужное оставались.
Задаем выбранную анимацию. Для этого на верхней панели Показ слайдов откроем Настройка анимации.
Кнопкой мыши выделяем нужные объекты. В области задач Настройка анимации щёлкаем по кнопке Добавить эффект. Присваиваем им анимацию.
Этот рисунок мы можем заставить двигаться по слайду, как пожелаем. Уменьшаем рисунок в размере. Перетаскиваем к краю слайда. Выделим его. Выбираем АнимацияНастройка анимацииДобавить эффектПути перемещенияНарисовать пользовательский путьРисованная кривая.
Появившимся карандашом рисуем от выделенного рисунка путь, по которому должен перемещаться этот рисунок.
После создания презентации просмотрим её в режиме показа слайдов. Для этого в строке меню выберем Показ слайдов. По окончанию показа нажмите клавишу ESC (расположена на клавиатуре в верхнем левом углу), чтобы вернуться в предыдущий режим PowerPoint.

Слайд 21
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

  • ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
  • Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн.
  • Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).
  • Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
  • ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
Использование информационных технологий в образовании даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Слайд 22
Благодарю за внимание и хочу пожелать, чтобы компьютер для Вас стал лучшим помощником при работе с детьми и родителями.