«Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей»

     Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, даёт им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребёнок надевает и снимает, посуда, из которой он ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, – всё это предметный мир, окружающий ребёнка ежедневно. Для трёхлетнего малыша чулок, у которого надо отличить пятку от носка, башмак с правой и левой ноги – предметы, требующие пристального разглядывания и различия. В дальнейшем предметы быта с их отличительными признаками и не требующими особого внимания.
      Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.       Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Дежурным необходимо различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдце по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, лёгкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывает иные – двигательные, осязательные ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура.
Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.
      Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы; мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражают радугой.
      Мир простых вещей воспринимается маленьким ребёнком как чудесный, ещё неведомый и прекрасный мир. Следует предостеречь воспитателя от излишней дидактизации впечатлений, получаемых детьми в быту. Сосчитывание предметов, определение их относительной величины и т.д. должно вызываться необходимостью практической, а не желанием воспитателя по упражнять детей в счёте или в различении величины, цвета. Представления детей формируется в процессе правильно организованной жизненной ориентировке, а не путём обучения и специальных упражнений, место которым на занятиях.
Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные игрушечные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Пренебрежительное же отношение взрослых к ненастоящим, игрушечным вещам, небрежное обращение с ними передаются и детям: в процессе игры вещи эти действуют, а затем их сваливают в кучу, и они перестают что-либо значить.  Если воспитатель привлекает внимание детей к предмету, помогает восприятию его красоты, целесообразности, то уже у малышей формируется бережное отношение к нему.
Труд детей также связан с использованием предметов, орудий. Лопаты, совки, ведерки, лейки, щётки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату. Подчас предметы эти хорошо сделаны, украшены, но дети относятся к ним безразлично, небрежно.
      В нашей стране уделяется много внимания эстетике рабочего места, и очень важно воспитывать у детей уважение к вещи, к её красоте и целесообразности, приучить бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда, воспитанное в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь.
В детском саду детей в течение круглого года знакомят с природой, поручают им уход за растениями, животными. Это создаёт богатые возможности для чувственного познания свойств земли, воды, солнечного тепла.
      В любое время года дети испытывали радость от множества ощущений, которые даёт природа. Как предоставить им возможность полнее испытывать все эти приятные, радостные ощущения? Окунуться в атмосферу природы можно всего на несколько мгновений, но ценность этих мгновений для сенсорного развития детей очень велика.
      Большинство детей реагируют на новые, острые ощущения бурными движениями: бегают, прыгают, валяются по траве, кричат, визжат, смеются. Такая реакция естественна, и надо дать ей проявиться.
      Дети затевают разнообразные игры: бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, сбегают с горки, а то и скатываются по траве. Особенно привлекает детей вода: они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они уплывают по течению. Из трав, корней, песка, воды готовят «кушанья». Если воспитатель примет участие в детских забавах и играх, сколько интересных свойств вещей и явлений откроет он детям, сколько представлений уточнит, не придавая своему общению с детьми обучающего характера! Как легко и охотно малыши усваивают названия цветов, трав, камней, непосредственно общаясь с природой, как безошибочно их затем находят, ориентируясь по форме, цвету, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости!
      Недостаточно внимания уделяется обычно движению, двигательным ощущениям. Вместе с тем эти ощущения очень важны в процессе познания и отражения воспринятого.
      Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребёнок знакомится с его величиной объёмом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движение взора по предмету.
      Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома. Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах звуки, их повторение, сочетания. Известно, как любят дети считалки, скороговорки, в которых особое внимание уделяется звучанию слова, иногда и звукосочетаниям.
      Постепенно ребёнок учится расчленять, упорядочивать непрерывный поток впечатлений, выделять в нём главное, характерное для многих предметов и явлений.

Страница обновлена 21.08.2019