«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

     Сколько создано развивающих игр и игрушек для на­ших детей! Глядя на такое разнообразие, хочется порадо­ваться за малышей, их родителей и педагогов.
Самые лучшие, самые развивающие игрушки и по­собия всегда выходят из рук людей, близких ребёнку. А ес­ли взрослые ещё и используют их в игре с малышом, то всё встаёт на свои места и развитие ребёнку гарантировано.
      Я, работая в детском саду, столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать у ребёнка сенсорную культуру и творческое созидание. В своей группе я работаю над созданием сенсорного уголка, где размещаю пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками.
      С помо­щью этих тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представ­ление о форме, цвете, количестве.
      Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребёнка через развитие зри­тельного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
      Представлю некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Сенсорная стена
Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий-тренажёров, развивающих сенсорные способности у детей:

  • Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребёнок берёт прищепку и прикрепляет её к ленте такого же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.
  • Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.
  • Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.

Дидактическая игра «Ежи и мышата»
Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина из полиэтилена – ежи. Клубочки двух размеров: маленькие, большие.
Задание:

  • Найди мышку (ёжика) нужного цвета, размера.
  • На ощупь определи, кто это и опиши, открыв глаза.
  • Найди маму мышонку (ежонку).
  • Найди такого же ёжика по цвету и размеру, как мышка.

Рыбки (из ткани)
Рыбки сделаны из разноцветных хлопчатобумажных детских носков основных цветов. Из од­ного носочка получаются две рыбки: большая и маленькая. Носочек разрезается по пятке. Из носовой части получается большая рыбка, из верхней части — маленькая. Для глаз ис­пользуются пуговки. Каждая пара рыбок наполняется ватой (мягкие рыбки), целлофаном (шуршащие рыбки), мелкими шариками (жёсткие рыбки), синтепоном и бубенчиками (звонкие рыбки). К каждой рыбке пришивается липучка, ко­торая позволяет крепко удерживать её на основе — листе ковролина размером 45х45 см.
Задание:

  • Рассматривание рыбок, выделение деталей (глазки, хвостик).
  • Закрепление названий основных цветов.
  • Закрепление понятия величины: большой — малень­кий.
  • Знакомство с понятиями «один — много» и их за­крепление.
  • Для развития тактильного и слухового восприятия мож­но предложить игровое задание «Найди по звуку».

 1-й вариант (для детей от 2 до 3 лет).
Рыбки гуляли целый день. Наступил вечер. Стало тем­но. Большие мамы-рыбки стали звать своих малышей. (Далее работа проводится с каждой цветовой парой отдельно.) Крас­ная рыбка позвала своего малыша так. (Взрослый сжимает рыбку в руках, ребёнок слушает характерный звук.) Найди малыша, который отвечает (звучит) так же (например, шур­шит). (Ребёнок находит нужную рыбку, сравнивая звуки. За­тем берёт рыбок одного цвета в разные руки и сжимает их.)
Примечание. Рыбок, наполненных ватой, желательно сжимать последними. Они не издают звуков. Педагог гово­рит: «Все рыбки уплыли. Остались только самые тихие рыб­ки. Потрогай их. (Ребёнок сжимает рыбок.) Рыбки мягкие».
2-й вариант (для детей от 3 до 4 лет).
С детьми более старшего возраста игра проводится по принципу игры с чудесным мешочком. Для этого большие (или маленькие) рыбки укладываются в мешочек. Осталь­ных рыбок ребёнок берёт по одной, извлекает звук, на ощупь в мешочке находит другую рыбку с аналогичным звуком.

Игровые задания можно сопровождать стихотворе­нием Е.И.Тихеевой.

В речке – чистая вода,
Пустим рыбок мы туда,
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать.

Тактильные ладошки
Игровое пособие “Тактильные ладошки” состоит из восьми изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифлёные, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6-7 лет.
Обучающие и развивающие возможности пособия:

  • развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
  • развитие тонкой пальцевой моторики;
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти;
  • развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие математических представлений и счётных умений;
  • развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно. В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очерёдность и другие коммуникативные умения.
Страница обновлена 21.08.2019