Конспект занятия в средней группе
«Приходи к нам, Масленица!»
(художественное творчество – рисование (нетрадиционная техника)

Цель:

  • Выполнить коллективную работу «Масленица», используя нетрадиционную технику рисования – оттиск разными предметами.

Задачи:

  • Обучающие
    • Формировать у детей представления о русском народном празднике Масленица.
    • Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
    • Познакомить детей с техникой выполнения оттиска разными предметами.
    • Формировать умение рисовать гуашью, используя оттиск разными предметами.
    • Закреплять знание цветов.
    • Закреплять умение наносить рисунок по всей поверхности листа.
  • Развивающие
    • Развивать мелкую моторику рук, цветовоспритяие.
    • Развивать познавательный интерес детей с помощью использования различных предметов для рисования.
    • Развивать аккуратность, самостоятельность.
    • Развивать умение работать индивидуально, выполняя общую поставленную задачу.
  • Воспитательные
    • Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.
    • Вызвать у детей интерес к художественно-творческой деятельности.
    • Вызвать у детей положительный отклик на результаты своего труда.

Оборудование и материалы к НОД
Для воспитателя:

  • русский народный костюм;
  • масленичные мелодии и напевы;
  • мелодия «Звуки природы» - пение птиц;
  • ноутбук, колонки, мультимедиа проектор;
  • презентация «Масленица»;
  • чучело Масленицы из плотного картона с двухсторонним скотчем;
  • магнитная доска, магниты;
  • альбомный лист формата А4;
  • набор красок в контейнере;
  • набор печаток;
  • сундучок;
  • солнышко и тучки из картона (по количеству детей);
  • угощение в красивом мешочке.

Для детей:

  • контейнеры с краской – по 6 цветов;
  • набор печаток – по 6 штук;
  • тарелочки для использованных печаток;
  • салфетки;
  • часть общей Масленицы.

Ход НОД

Мотивационно-ориентировочный этап

Звучит русская народная мелодия (мелодия 1). Дети проходят в зал, где их встречает воспитатель в русском народном костюме. 
Воспитатель:
- Здравствуйте, мальчики и девочки!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Веселиться и играть,
Да весну-красну встречать!
Воспитатель:
- А кто мне подскажет, как называется праздник, когда зиму провожают, а весну встречают?
1 вариант
Дети: Масленица.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите узнать, почему праздник так называется и как его отмечают?
2 вариант
Дети: Не знаем.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите узнать, что это за праздник и как его отмечают?
Дети садятся на стульчики перед экраном.

Основной этап

Слайд 1
Воспитатель:
- Праздник называется Масленица. Это один из самых любимых и весёлых праздников на Руси. Празднуют его в конце зимы, начале весны. В Масленицу все старались помочь прогнать зиму, разбудить природу.
Слайд 2
Воспитатель:
- Люди забывали про холод и мороз, тоску и печаль и веселились от души.
Слайд 3
Воспитатель:
- Масленица длилась 7 дней. Каждый день отмечался по-особенному и имел своё название. В эти дни устраивались игры, пляски, кулачные бои, сытные застолья.
Слайд 4
Воспитатель:
- Ходили друг к другу в гости и лакомились блинами.
Слайд 5
Воспитатель:
- Блины – это главный символ Масленицы. Ребята, как вы думаете, почему?
Воспитатель:
- Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и самых разных: толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца. Отсюда и произошло название праздника – Масленица. А вы хотите полакомиться блинами?
Воспитатель:
- Тогда выходите все ко мне.
Дети выходят к воспитателю.

Физкульминутка «Блины»

Дети встают в круг, берутся за руки, по показу воспитателя под музыку (мелодия 2) выполняют движения.
Брынцы-брынцы,                  (идти по кругу, взявшись за руки)
Пеките блинцы!           (вытянуть руки вперёд, переворачивать ладошки)
Мажьте масленее,        (поглаживать ладони друг о друга)
Будут повкуснее!                   (поглаживать живот)
Брынцы-брынца,                   (идти по кругу, взявшись за руки)
Съедим блинца!           (пальцы сложить вместе, «берём блин и кладём в рот»)
Воспитатель:
- Блинов напекли, наелись. А теперь садитесь на свои места.
Дети садятся на свои места.
Слайд 6
Воспитатель:
- А ещё все встречали песнями соломенную куклу Масленицу. Делали её из тряпок и соломы. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями.
Слайд 7
Воспитатель:
- В последний день праздника «провожали Масленицу» - сжигали чучело, а пепел разбрасывали по полю, чтобы потом собрать богатый урожай.
Слайд 8
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на Масленицу. Какая она?
Воспитатель:
- Верно. Руки у Масленицы раскинуты в стороны, потому что она зовёт весну. Ребята, а вы хотите позвать в гости Масленицу?
Воспитатель:
- Давайте встанем и позовём Масленицу.

Закличка «Приди, Масленица!»

Дети встают у стульчиков. Воспитатель под музыку (мелодия 3) говорит слова заклички и показывает движения. Дети вместе с воспитателем выполняют движения.
Приди, приди, Масленица.            (приглашающий жест рукой)
Приди, приди, широкая.                (развести руки в стороны)
Приди с пирогом,                                    (переворачивать сложенные вместе ладони – «печём пирожки»)
С круглым масляным блином.      (указательными пальцами обеих рук одновременно нарисовать круги)
Приди с добром в каждый дом.    (ладони сложить вместе «чашей», легко подуть на них – «сдуть добро»)
Воспитатель:
- Не слышит нас Масленица, не идёт. Ребята, а хотите сами сделать Масленицу, чтобы зима побыстрее ушла, и пришла весна с тёплым солнышком, птичьими песнями, радостным настроением?
Воспитатель:
- Тогда проходите на рабочие места.

Практический этап

Дети проходят за столы садятся. У каждого ребёнка по 6 красок разного цвета, по 6 печаток и часть общей Масленицы. Воспитатель показывает чучело Масленицы из картона.
Воспитатель:
- Ребята, я уже сделала чучело Масленицы, но у неё нет красивого наряда. Как вы думаете, краски каких цветов лучше всего использовать для нашей Масленицы, чтобы она получилась яркая и нарядная?
Воспитатель:
- Верно, ребята. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, а вот такими волшебными предметами – печатками (воспитатель показывает печатки). Волшебные они потому, что с их помощью получаются удивительные рисунки. Сначала прижимаем печатку к подушечке с краской, а затем прижимаем её к бумаге (воспитатель показывает процесс выполнения оттиска печаткой). Если вы хотите нарисовать отпечаток краской другого цвета, то использованную печатку кладём на тарелочку и берём новую (воспитатель говорит и показывает).
Детвора, скорей за дело –
Рисуй наряд Масленице смело!
Дети под музыку (мелодия 4, 5, 6) приступают к самостоятельной работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание на выбор цвета. В конце работы все части Масленицы собираются в единое целое на доске.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель:
- Вот наша боярыня Масленица и готова. Ребята, напомните мне, пожалуйста, чем мы пользовались, чтобы нарисовать такую замечательную Масленицу?
- Краски какого цвета вы использовали во время рисования?
Очень тихо звучит музыка (мелодия 7).
Воспитатель:
- Ребята, прислушайтесь. По-моему, птицы радуются скорому приходу весны и весело щебечут. А вы закройте глазки и представьте, что греетесь под тёплым весенним солнышком и щуритесь от его яркого света.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Ребята, у меня есть сундучок, в котором живут тучки и солнышко. Если вам понравилось рисовать печатками, было весело и интересно на занятии – возьмите солнышко, а если было скучно, неинтересно – возьмите тучку.
Дети выбирают солнышко или тучку.
Воспитатель:
- Вот наше занятие и закончилось. А я с Масленицей вас поздравляю и гостинцами угощаю.
Воспитатель раздаёт детям угощение.

Страница обновлена 23.08.2019