Конспект занятия в средней группе
«Приходи к нам, Масленица!»
(художественное творчество – рисование (нетрадиционная техника)
Цель:
- Выполнить коллективную работу «Масленица», используя нетрадиционную технику рисования – оттиск разными предметами.
Задачи:
- Обучающие
- Формировать у детей представления о русском народном празднике Масленица.
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
- Познакомить детей с техникой выполнения оттиска разными предметами.
- Формировать умение рисовать гуашью, используя оттиск разными предметами.
- Закреплять знание цветов.
- Закреплять умение наносить рисунок по всей поверхности листа.
- Развивающие
- Развивать мелкую моторику рук, цветовоспритяие.
- Развивать познавательный интерес детей с помощью использования различных предметов для рисования.
- Развивать аккуратность, самостоятельность.
- Развивать умение работать индивидуально, выполняя общую поставленную задачу.
- Воспитательные
- Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.
- Вызвать у детей интерес к художественно-творческой деятельности.
- Вызвать у детей положительный отклик на результаты своего труда.
Оборудование и материалы к НОД
Для воспитателя:
- русский народный костюм;
- масленичные мелодии и напевы;
- мелодия «Звуки природы» - пение птиц;
- ноутбук, колонки, мультимедиа проектор;
- презентация «Масленица»;
- чучело Масленицы из плотного картона с двухсторонним скотчем;
- магнитная доска, магниты;
- альбомный лист формата А4;
- набор красок в контейнере;
- набор печаток;
- сундучок;
- солнышко и тучки из картона (по количеству детей);
- угощение в красивом мешочке.
Для детей:
- контейнеры с краской – по 6 цветов;
- набор печаток – по 6 штук;
- тарелочки для использованных печаток;
- салфетки;
- часть общей Масленицы.
Ход НОД
Мотивационно-ориентировочный этап
Звучит русская народная мелодия (мелодия 1). Дети проходят в зал, где их встречает воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель:
- Здравствуйте, мальчики и девочки!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Веселиться и играть,
Да весну-красну встречать!
Воспитатель:
- А кто мне подскажет, как называется праздник, когда зиму провожают, а весну встречают?
1 вариант
Дети: Масленица.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите узнать, почему праздник так называется и как его отмечают?
2 вариант
Дети: Не знаем.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите узнать, что это за праздник и как его отмечают?
Дети садятся на стульчики перед экраном.
Основной этап
Слайд 1
Воспитатель:
- Праздник называется Масленица. Это один из самых любимых и весёлых праздников на Руси. Празднуют его в конце зимы, начале весны. В Масленицу все старались помочь прогнать зиму, разбудить природу.
Слайд 2
Воспитатель:
- Люди забывали про холод и мороз, тоску и печаль и веселились от души.
Слайд 3
Воспитатель:
- Масленица длилась 7 дней. Каждый день отмечался по-особенному и имел своё название. В эти дни устраивались игры, пляски, кулачные бои, сытные застолья.
Слайд 4
Воспитатель:
- Ходили друг к другу в гости и лакомились блинами.
Слайд 5
Воспитатель:
- Блины – это главный символ Масленицы. Ребята, как вы думаете, почему?
Воспитатель:
- Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и самых разных: толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца. Отсюда и произошло название праздника – Масленица. А вы хотите полакомиться блинами?
Воспитатель:
- Тогда выходите все ко мне.
Дети выходят к воспитателю.
Физкульминутка «Блины»
Дети встают в круг, берутся за руки, по показу воспитателя под музыку (мелодия 2) выполняют движения.
Брынцы-брынцы, (идти по кругу, взявшись за руки)
Пеките блинцы! (вытянуть руки вперёд, переворачивать ладошки)
Мажьте масленее, (поглаживать ладони друг о друга)
Будут повкуснее! (поглаживать живот)
Брынцы-брынца, (идти по кругу, взявшись за руки)
Съедим блинца! (пальцы сложить вместе, «берём блин и кладём в рот»)
Воспитатель:
- Блинов напекли, наелись. А теперь садитесь на свои места.
Дети садятся на свои места.
Слайд 6
Воспитатель:
- А ещё все встречали песнями соломенную куклу Масленицу. Делали её из тряпок и соломы. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями.
Слайд 7
Воспитатель:
- В последний день праздника «провожали Масленицу» - сжигали чучело, а пепел разбрасывали по полю, чтобы потом собрать богатый урожай.
Слайд 8
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на Масленицу. Какая она?
Воспитатель:
- Верно. Руки у Масленицы раскинуты в стороны, потому что она зовёт весну. Ребята, а вы хотите позвать в гости Масленицу?
Воспитатель:
- Давайте встанем и позовём Масленицу.
Закличка «Приди, Масленица!»
Дети встают у стульчиков. Воспитатель под музыку (мелодия 3) говорит слова заклички и показывает движения. Дети вместе с воспитателем выполняют движения.
Приди, приди, Масленица. (приглашающий жест рукой)
Приди, приди, широкая. (развести руки в стороны)
Приди с пирогом, (переворачивать сложенные вместе ладони – «печём пирожки»)
С круглым масляным блином. (указательными пальцами обеих рук одновременно нарисовать круги)
Приди с добром в каждый дом. (ладони сложить вместе «чашей», легко подуть на них – «сдуть добро»)
Воспитатель:
- Не слышит нас Масленица, не идёт. Ребята, а хотите сами сделать Масленицу, чтобы зима побыстрее ушла, и пришла весна с тёплым солнышком, птичьими песнями, радостным настроением?
Воспитатель:
- Тогда проходите на рабочие места.
Практический этап
Дети проходят за столы садятся. У каждого ребёнка по 6 красок разного цвета, по 6 печаток и часть общей Масленицы. Воспитатель показывает чучело Масленицы из картона.
Воспитатель:
- Ребята, я уже сделала чучело Масленицы, но у неё нет красивого наряда. Как вы думаете, краски каких цветов лучше всего использовать для нашей Масленицы, чтобы она получилась яркая и нарядная?
Воспитатель:
- Верно, ребята. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, а вот такими волшебными предметами – печатками (воспитатель показывает печатки). Волшебные они потому, что с их помощью получаются удивительные рисунки. Сначала прижимаем печатку к подушечке с краской, а затем прижимаем её к бумаге (воспитатель показывает процесс выполнения оттиска печаткой). Если вы хотите нарисовать отпечаток краской другого цвета, то использованную печатку кладём на тарелочку и берём новую (воспитатель говорит и показывает).
Детвора, скорей за дело –
Рисуй наряд Масленице смело!
Дети под музыку (мелодия 4, 5, 6) приступают к самостоятельной работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание на выбор цвета. В конце работы все части Масленицы собираются в единое целое на доске.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель:
- Вот наша боярыня Масленица и готова. Ребята, напомните мне, пожалуйста, чем мы пользовались, чтобы нарисовать такую замечательную Масленицу?
- Краски какого цвета вы использовали во время рисования?
Очень тихо звучит музыка (мелодия 7).
Воспитатель:
- Ребята, прислушайтесь. По-моему, птицы радуются скорому приходу весны и весело щебечут. А вы закройте глазки и представьте, что греетесь под тёплым весенним солнышком и щуритесь от его яркого света.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Ребята, у меня есть сундучок, в котором живут тучки и солнышко. Если вам понравилось рисовать печатками, было весело и интересно на занятии – возьмите солнышко, а если было скучно, неинтересно – возьмите тучку.
Дети выбирают солнышко или тучку.
Воспитатель:
- Вот наше занятие и закончилось. А я с Масленицей вас поздравляю и гостинцами угощаю.
Воспитатель раздаёт детям угощение.