«КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ?»
(конспект занятия по познавательному развитию в средней группе)

Цель:

  • знакомство детей с основными видами транспортных средств и с терминами «воздушный», «сухопутный», «водный».

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения транспорта.
  • Раскрыть значение транспорта для людей.
  • Развивать у детей умение различать и называть виды транспорта.
  • Обогащать и активизировать словарь детей по теме транспорт.
  • Развивать внимание, память, любознательность.
  • Воспитывать у детей интерес к разным видам транспорта.

Материал и оборудование:   большой конверт с письмом, ноутбук, презентация «Транспорт», экран, красивый небольшой сундучок с загадками о транспорте и картинками-отгадками.
Словарная работа:                 гужевой транспорт, железнодорожный транспорт, паромобиль, электромобиль, водный транспорт, воздушный транспорт, сухопутный транспорт.

Ход занятия

1. Организационный момент
- Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо от Карлсона. (Показываю большой конверт.)
- Хотите узнать, что нам написал Карлсон?

2. Мотивационно-ориентировочный этап
- Тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте. (Дети садятся, открываю конверт, достаю письмо и читаю его.)
«Здравствуйте, друзья!
Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: очень болит голова, в глазах звёзды, всё тело вялое. Дело в том, что я попал в аварию. Сейчас я расскажу, что произошло. У меня есть моторчик и пропеллер, поэтому я умею летать, а вас, у людей, ничего такого нет. С крыши я часто видел, как вы садитесь в какие-то странные коробочки, которые сами едут. Мне захотелось узнать, на чём вы передвигаетесь. Я опустился вниз, и тут раздался страшный скрежет, визг. Очнулся я уже в больнице. Доктор говорит, что я скоро поправлюсь. А ещё он говорил про какой-то транспорт и что нельзя играть на проезжей части. Ребята, помогите мне во всём этом разобраться. Расскажите про транспорт. Очень на вас надеюсь.
Ваш Карлсон.»
- Ребята, вы готовы помочь Карлсону?

3. Практический этап

Слайд 1 – «Транспорт»
- Сначала я хочу рассказать вам и Карлсону, как появился транспорт.
Слайд 2 – Из истории транспорта
Началась история транспорта с колеса. Это сейчас колесо кажется нам простейшим устройством, но его история долгая и сложная. Появилось оно примерно пять тысяч лет назад. Древние люди, чтобы перетащить, например, ствол дерева в нужное место, догадались подкладывать под него деревянные кругляки – небольшие брёвнышки.
Потом человек придумал каток и смастерил из него первую повозку. Выглядела она так. На несколько брёвен-катков помещалась деревянная платформа. Середину брёвен выжигали. А чтобы они не выкатывались из-под платформы, спереди и сзади неё приделывали брусья.
Слайд 3 – Гужевой транспорт
С изобретением колеса появились разнообразные способы и средства перемещения людей и грузов. Они совершенствовались столетиями. Изначально наибольшее распространение имел гужевой транспорт.
Гужевой транспорт – это такой вид транспорта, в котором в качестве тяговой силы используются животные: лошади, мулы, ослы, верблюды, олени, собаки. В зависимости от типа повозки гужевой транспорт может быть колёсным и санным.
Слайд 4 – Борьба двигателей за первенство
С изобретением двигателей гужевой транспорт стал вытесняться железнодорожным. Первые паровозы могли перевозить большее количество людей и грузов намного быстрее.
Слайд 5 – «Младший брат» железнодорожного транспорта – автомобиль
«Младшим братом» железнодорожного транспорта стал автомобиль – самый распространённый и доступный сегодня транспорт.
Слайд 6
На рубеже 19-20 веков у автомобиля было два серьёзных конкурента: паромобиль и электромобиль. Электромобили были бесшумны, просты в управлении и не выбрасывали выхлопных газов, но не могли преодолевать больших расстояний на одной зарядке. Паромобиль развивал большую скорость, но победил в этой ожесточённой борьбе автомобиль, двигатель которого совершенствуется до сих пор.
Слайд 7 – Какой бывает транспорт
Основное назначение транспорта – перевозка людей и грузов. Люди всегда пытались использовать для этого три стихии нашей планеты: воду, воздух и землю. Поэтому и транспортные средства делятся на водные (речные и морские), воздушные и сухопутные.
Слайд 8 – Сухопутный транспорт
Сухопутный транспорт – самый старый вид транспорта. За время своего существования он претерпел значительные изменения. Люди стали передвигаться не только по земле, но и под землёй.
Слайд 9 – Водный транспорт
Водный транспорт – одно из старейших средств передвижения. Издревле человек использовал речные и морские течения, а затем и силу ветра. Сегодня огромные пассажирские и грузовые лайнеры, танкеры движутся за счёт мощности двигателя.
Слайд 10 – Воздушный транспорт
Воздушную стихию не сразу удалось покорить. Только в последние столетия в результате развития техники появились воздушные средства передвижения, они всё время совершенствуются и активно используются во всём мире. Вместе с воздушными шарами, дирижаблями, аэропланами сегодня покоряют небо самолёты, вертолёты, космические ракеты.
Слайд 11 – Спасибо за внимание!

  • Физкультминутка «Транспорт».

- А теперь давайте немного отдохнём – покатаемся на разном транспорте.

Чтоб поехать на машине
Накачать нам надо шины.    (имитация движения со звуком ш-ш-ш)
В бензобак нальём бензин    (имитация движения)
И поедем в магазин.               (руки перед собой согнуть в локтях – «держать руль», бег по кругу)
Руки ставим мы вразлёт,      (руки в стороны)
Появился самолёт.                («полетели» - бег в свободном направлении)
Мах крылом туда-сюда,                (наклоны вправо-влево)
Делай «раз» и делай «два».           (повороты влево-вправо)
Загудел паровоз                     (ходьба с продвижением вперёд, согнутыми
И вагончики повёз.                руками делать движения вперёд-назад)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Далеко их укачу.

  • Дидактическая игра «Что за транспорт?»

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?
- В моём волшебном сундучке (показываю сундучок) есть загадки про различные транспортные средства. Но нужно не только отгадать загадку, но ещё найти картинку-отгадку и сказать, к какому виду он относится.
Ребёнок, отгадавший загадку, подходит к столу, на котором лежат изображения различных транспортных средств, находит нужное изображение, всем показывает и говорит к какому виду относится этот транспорт.

  • Я хорошая машина,

Резво еду без бензина.
Увезу в любые дали,
Только ты крути педали.
(Велосипед)

  • Для этого коня еда

Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся,
По дороге он несётся.
(Автомобиль)

  • Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

  • Я важная машина,

Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок.
(Грузовик)

  • В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

  • Летит, как стрела,

Жужжит, как пчела.
(Самолёт)

  • Вот так транспорт, он живой!

По названью – гужевой.
Он возил в двадцатом веке
Дроги, сани и телеги.
(Лошадь)

4. Рефлексивно-оценочный
- Ребята, давайте напомним Карлсону всё, что вы узнали сегодня на занятии.
- Для чего нам нужен транспорт?
- Назовите основные виды транспорта.
- Назовите сухопутные транспортные средства.
- Назовите водные транспортные средства.
- Назовите воздушные транспортные средства.
- Молодцы, ребята. Думаю, мы помогли Карлсону разобраться в том, как и на чём мы передвигаемся.

Используемая литература:

  • Путешествие на зелёный свет или Школа юного пешехода, 4/2012.
Страница обновлена 23.08.2019