Игры с разными предметами и материалами
для развития мелкой моторики рук

«Спрячь в ладошке»

Цель:

  • Укрепить мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашёл – зажмите покрепче в ладошке!»
Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

«Ямки»

Цель:

  • Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материалы: тесто (пластилин), изюм (фасоль, горох, камушки), поднос, карандаш.

Ход игры

Предложите ребёнку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нём «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите ребёнку положить изюминки.
При работе с пластилином ямки можно сделать незаточенной стороной карандаша, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки.

«Спрячь руки!»

Цель:

  • Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы: разные виды круп или песок, миска.

Ход игры

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.
Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребёнку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами.

«Найди игрушку!»

Цель:

  • Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы: разные виды круп или песок, мелкие игрушки и предметы, миска.

Ход игры

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.
Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти её.

«Пересыпь крупу»

Цель:

  • Учить пересыпать сыпучие вещества из одной ёмкости в другую.

Материалы: разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные ёмкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.).

Ход игры

Предложите детям при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной ёмкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками): «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У неё в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зёрнышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».

«Где шарик?»

Цели:

  • Развивать соотносящие движения рук.
  • Знакомить с предметами разной величины.

Материалы: шарики и другие игрушки разной величины (которые помещаются в одной ладони и которые помещаются в двух ладонях, по количеству детей).

Ход игры

Раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладонях. Предварительно покажите малышам, как спрятать шарик, зажав его в ладони: «Вот шарик.  А теперь, где шарик? Нет шарика!»
Затем предложите малышам спрятать шарики большего размера. Если у детей не получается это сделать, продемонстрируйте, как спрятать предмет, его между ладонями: «Не помещается шарик в ладошке? Большой шарик. Давайте накроем его другой ладошкой – теперь не видно шарика».

«Бумажные снежки»

Цель:

  • Развивать силу рук.

Материалы: листы бумаги.

Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки.
Затем предложите малышам поиграть в «снежки»: «Какое сейчас время года? Осень. А так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»

«Осенние листья»

Цель:

  • Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Материалы: листы бумаги.

Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки. Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с деревьев и кружатся на  ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки (можно использовать веник).
По окончании игры попросите малышей помочь убрать вам листочки.

«Погремушка»

Цель:

  • Развивать хватательные и соотносящие движения рук.

Материалы: небольшие пластиковые бутылки с крышками (по количеству детей), мелкие предметы (камушки, фасоль, бусины, детали мозаики и др.), коробочки (по количеству детей).

Ход игры

Покажите малышам пластиковую бутылку с бусинами внутри. Погремите бутылкой: «Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как она громко гремит. Давайте сделаем много погремушек».
Раздайте малышам приготовленные бутылочки и попросите открыть крышки (в случае затруднения помогите). Затем раздайте детям коробочки с различными мелкими предметами и предложите положить эти предметы в бутылки. Покажите малышам, как брать предметы по одному (двумя пальцами или щепотью) и опускать их в узкое горлышко бутылки. После того как дети положат предметы внутрь своих сосудов, предложите им закрыть бутылки крышками и погреметь. Чтобы малыши не устали и не потеряли интерес к выполняемой работе, сначала для изготовления погремушки предлагайте им не более 5-6 мелких предметов. Затем количество предметов можно постепенно увеличить.

«Непослушные колечки»

Цель:

  • Развивать соотносящие и хватательные движения рук.

Материалы: разнообразные деревянные и пластмассовые пирамидки и сборно-разборные игрушки, в основе которых лежит принцип сбора предмета путём нанизывания фигур на стержни.

Ход игры

Покажите детям большую пирамидку и предложите снять с неё колечки. Затем покажите малышам, как можно катить колечки: «Смотрите, какие непослушные колечки! Давайте скорее соберём их и наденем на палочку!»
Игру можно повторить несколько раз, предлагая детям по очереди собирать и разбирать пирамидку.

«Разборные картинки»

Цель:

  • Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук.

Материалы: пазлы крупного размера из поролона или дерева.

Ход игры

Попросите детей разобрать на части заранее сложенные картинки (сначала деревянные, затем из плотного поролона). Когда малыши освоят этот вид работы, можно предлагать им складывать простые крупные картинки (количество деталей можно постепенно увеличивать): «Посмотрите, наша красивая картинка сломалась – рассыпалась на отдельные кусочки… Давайте снова соберём картинку и посмотрим, что на ней нарисовано!»

«Мозаика»

Цель:

  • Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).

Материалы: мозаика с крупными выпуклыми деталями и длинными ножками, коробочки.

Ход игры

Выложите из мозаики узор. Предложите детям разобрать его и разложить в коробочки, группируя их по цветам. Следите, чтобы вовремя работы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным). Затем предложите малышам вставить детали мозаики в отверстия основы (в произвольном порядке). Когда дети освоят это умение, покажите им, как выложить из мозаики дорожки и столбик. В следующий раз предложите им сделать более сложные изображения: цветы, травку, солнышко и др.

«Курочка Ряба»

Цель:

  • Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: игрушечная курочка, небольшие шарики (по количеству детей), золотая и серебряная фольга.

Ход игры

Перед началом занятия заверните шарики в золотую фольгу (вместо шариков можно использовать коробочки от киндер-сюрпризов, грецкие орехи).
Обыграйте сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», используя завёрнутые в фольгу шарики. Затем раздайте малышам «яички» и предложите «разбить» их – снять фольгу.
В следующий раз можно раздать детям шарики и фольгу и предложить из простых «яичек» сделать золотые и серебряные.

«Длинная дорожка»

Цель:

  • Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: счётные палочки (плоские); игрушечная машина.

Ход игры

Дайте детям машину и предложите им покатать её. Затем раздайте малышам счётные палочки и попросите сделать для машины длинную дорожку.
Дети по очереди выкладывают палочки (сначала по одной палочке, затем по 2-3 палочки). Когда дорожка будет готова, обыграйте результат: «Какая прямая и длинная дорожка получилась! Какие вы молодцы!» Предложите кому-нибудь из детей провезти машину по дорожке. 

«Заборчик»

Цель:

  • Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: счётные палочки (плоские), листы картона с изображением домиков (по количеству детей).

Ход игры

Покажите малышам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. В нём живёт маленький мальчик. Страшно мальчику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и мальчик не будет бояться диких зверей!»
Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения домика) можно выложить забор из палочек. Затем предложите малышам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.

«Фигурки»

Цель:

  • Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: счётные палочки (плоские), шнурки или толстые цепочки.

Ход игры

Выложите из счётных палочек треугольник и квадрат. Предложите детям рассмотреть фигуры и сделать такие же.
На следующем занятии можно предложить детям выложить прямоугольник, а при помощи шнурка или цепочки – круги или овалы.

«Домик»

Цель:

  • Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: счётные палочки (плоские), листы картона с нарисованными фигурками зайца и лисы (по количеству детей).

Ход игры

Покажите детям изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу заяц и лиса. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от неё убегал. Однажды заболела у зайчика лапка, а лиса тут как тут. Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик!». Покажите детям, как выложить домик из палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите малышам самостоятельно сделать домик для зайца.
Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».

«Волны»

Цель:

  • Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: шнурки синего или голубого цвета (можно использовать толстые цепочки), бумажный кораблик.

Ход игры

Раздайте детям шнурки или цепочки и покажите, как сделать из них волны.
Обыграйте ситуацию: «Посмотрите, какой у меня красивый кораблик. Кораблик игрушечный, сделан из бумаги. Теперь давайте сделаем для кораблика игрушечное море из шнурков или ниток и пустим кораблик в сказочное плавание!»

«Кладём плитку»

Цель:

  • Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: деревянные или картонные квадраты разных цветов (можно использовать детали из счётного набора).

Ход игры

Раздайте детям квадраты и предложите «выложить плитку». Предварительно покажите малышам, как класть квадраты, плотно подгоняя их друг к другу. «Посмотрите на эти квадратики – это «плитка». Давайте выложим из плитки пол в кукольном домике. Вот какой красивый пол получился!»
Сначала предлагайте детям квадраты одного цвета, в последующем – разноцветные фигуры. Разноцветные квадраты они могут выкладывать как в произвольном порядке, так и в определённой последовательности (например, в шахматном порядке).

«Узоры»

Цель:

  • Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы: плоские деревянные или картонные фигуры: квадраты, треугольники, круги (фигуры должны быть разного цвета).

Ход игры

Раздайте детям разноцветные фигурки и предложите самостоятельно придумать и выложить узоры. В случае затруднения покажите малышам варианты узоров.

«Шаловливый котёнок»

Цель:

  • Развивать соотносящие движения рук, движения кистей и пальцев рук.

Материалы: небольшие клубки толстых ниток, плюшевый котёнок.

Ход игры

Покажите детям клубки ниток и игрушечного котёнка: «Маленькие котята любят играть с клубками. Посмотрите, и наш котёнок начал разматывать нитку. Смотрите, какая длинная нитка».
Продемонстрируйте малышам, как нужно разматывать нитку, держа клубок в одной руке. Затем предложите им намотать нитки сначала на большую катушку или палку (можно использовать карандаш), а потом смотать нитки в клубок. Можно обыграть ситуацию, предложив детям сначала намотать нитку на котёнка, а затем размотать её: «Котёнок играл с клубком и запутался в нитках. Ой! Бедный котик не может пошевелиться! Давайте скорее распутаем его!»

«Цветик-семицветик»

Цели:

  • Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук.
  • Учить расстёгивать и застёгивать пуговицы.

Материалы: цветик-семицветик (Эта игрушка изготавливается из ткани. Вырежьте из ткани два круга диаметром 13 см, между ними положите круг из картона и сшейте круги. На равном расстоянии пришейте выпуклые пуговицы на ножках средней величины (7 штук). Из ткани разного цвета и разной фактуры сделайте лепестки (6,5х11 см), пришейте к ним петли, используя неширокую резинку или кусочек шнурка. Пристегните лепестки к середине цветка).

Ход игры

Покажите детям цветок: «Это цветик-семицветик. У него снимаются лепестки».
Предложите малышам по очереди снять лепестки и поиграть с ними (назвать форму и цвет лепестков, сложить из лепестков цветок (пока не пристёгивая пуговицы).
Когда дети научатся отстёгивать лепестки, покажите им, как пристёгивать лепестки к серединке цветка.

«Ловим раков»

Цели:

  • Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев.
  • Формировать навык расстёгивания прищепок.

Материалы: игрушечное ведро, прищепки.

Ход игры

Прикрепите прищепки к краю игрушечного ведёрка. Предложите малышам снять прищепки и сложить их в ведёрко. Предварительно покажите детям, как нажимать на концы прищепок одновременно двумя пальцами.
Обыграйте эту ситуацию: «Рыбак поймал в реке раков и сложил их в ведёрко. А раки стали расползаться. Давайте сложим их обратно в ведёрко!»

«Солнышко светит»

Цели:

  • Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук.
  • Учить расстёгивать и застёгивать прищепки.

Материалы: круг жёлтого цвета (двухсторонний) из плотного картона диаметром 15 см, прищепки.

Ход игры

Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики». Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами.
Затем предложите детям «снять лучики». «Теперь солнышко светит неярко».

Страница обновлена 23.08.2019