Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Мокеевский детский сад

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

         Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
      Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
      Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи).

Основные формы жестокого обращения с детьми

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  • Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  • Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:
  • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
  • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

  • Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты, а также устанавливает:
  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности;
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию;
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства;
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения;
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
  • Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних.
  • Семейный кодекс РФ гарантирует:
  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства;
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка;
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
  • Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка.

Заповеди мудрого родителя

      Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  • Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

     Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым ваш ребёнок справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

  • Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

     Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.

  • Перестаньте шантажировать.

     Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная.

  • Избегайте свидетелей.

     Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь

      В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

  • Слово.

     Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

  • Прикосновение.

     Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

  • Взгляд.

      Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите