«Воспитание привычек у ребёнка»

         Особая трудность воспитания в том, что его ошибки становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно (это автоматизация действия). Привычка — потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).
      Навык прокладывает путь привычке, облегчает её возникновение: ребёнок, научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой, создаёт привычку быть аккуратным; научившись готовить — привычку обеспечивать себя завтраком, ужином.
      Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закреплённым либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно держать карандаш, неправильно говорить).
      Когда и в какой последовательности возникают новые привычки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. К 3-4 годам у ребёнка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье ребёнка (не ест, хотя голоден, так как привык к определённому вкусу пищи; не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпания и др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребёнка.

      Ребёнок 3-4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь.
Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребёнка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.п. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребёнка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку — и вместо неё может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.
      Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.
Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.
      Ребёнка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привести к тому, что ребёнок не сумеет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться вопреки своим ощущениям). Детство — время бессознательных обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем.
      Дома ребёнку необходимы мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться вместе с ребёнком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ для ребёнка стать взрослым, оставаясь ребёнком. Для взрослых — это единственный способ снова стать ребёнком, оставаясь взрослым.

Искоренение вредных привычек

      От привычки одним обещанием «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно её устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.
      Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что, когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестаёт быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.
      Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребёнок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).

Страница обновлена 25.08.2019