«Воспитание бережного отношения к природе»

     Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому воспитывать в детях бережное отношение к природе нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой». Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе.

Задачи:

  • учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного;
  • воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц;
  • воспитывать умение сочувствовать и сопереживать;

Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

  • готовность педагога к осуществлению экологического воспитания детей;
  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе освоения задач;
  • постоянное общением детей с природой ближайшего окружения;
  • построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • активное участии родителей в воспитательном процессе.

     Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомство детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организация на прогулках игр с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растёт», «Узнай и назови», «Вершки-корешки», «Загадки о животных», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т.д.). На участке детского сада много деревьев. Благодаря этому наши дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами. Дети изучают, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц. Летом наблюдаем за насекомыми. Детям, которые наблюдают за насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребёнок против муравья или бабочки – почти великан, поэтому может нанести им вред. Внимание детей стоит привлечь к поведению птиц, когда они кушают. После каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие. А отсюда правило: «Наблюдая за животными, стой тихо» Очень важно научить детей наблюдать! Наша задача – научить ребёнка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это и есть важнейший шаг к развитию экологической культуры.
      В уголках природы дети ухаживают за цветами, поливают, рыхлят землю. Необходимо учить с детьми названия цветов. Детям нужно на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Повреждённое или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев, много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.
      На занятиях используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводим беседы, задаём вопросы. Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти.
      Общаясь с животными, малыши учатся понимать животных. Любовь к животным, ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере, когда сам ребёнок непосредственно участвует в уходе за животным. Ухаживая за питомцами, ребёнок учится самому главному: быть ответственным за кого-то другого, за того, кто полностью зависит от него. Животные, так же, как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие от растений, животным присуще поведение. С одной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят и пьют; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное). Замечая частично внешнее сходство между человеком и животными, ребёнок с раннего возраста понимает, что последние – живые существа. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка.
      Через развитие творческих возможностей, наблюдательности и стимуляции исследовательского опыта у дошкольников формируется любовь к природе. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Природа открывает большие возможности для развития любви. А знакомство с декоративно-прикладным искусством, и ремёслами народных мастеров, наиболее полно раскрывает богатство и разнообразие культурных традиций, что также развивает любовь к природе. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
      Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка.
      Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе, предложенные воспитателями ДОУ, помогут дошкольникам любить как живую, так и неживую природу.

     Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Только милосердие, доброта, отзывчивость послужат раскрытию черт характера, которые станут видеть и слышать окружающую среду такой, какая она есть в действительности, вызовут у детей глубокий интерес к ней, расширят их знания, сформируют твёрдый характер, стойкость и силу духа. базовой характеристикой личности. Научившись любить природу, дети в дальнейшем никогда не будут рвать цветы, разорять гнезда, обижать слабых и беззащитных.

Страница обновлена 25.08.2019