«Связь речи и мелкой моторики рук»
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребёнок на определённых этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.
Эту взаимосвязь можно рассмотреть на примере эволюционного развития человека. Наши древние предки ещё не владели речью, а выкрикивали отдельные звуки, сопровождая их жестами. Со временем движения рук становились всё более точными, а соответственно увеличивалась, развивалась область головного мозга, отвечающая за движение рук. Вместе с моторикой развивалась и речь. Точно так же происходит развитие моторики и речи у ребёнка. Сначала движение рук, потом речь. Моторика является своего рода фундаментом для развития речи.
Таким образом, совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев.
Если у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнять задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе.
Для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики, можно попросить ребёнка показать один, два, затем три пальца. При этом ребёнку нужно показать, как это делать, а он должен повторить. Если пальцы дошкольника напряжены и ребёнок не может показать их по отдельности, то это означает, что у него плохо развита мелкая моторика рук, следовательно, могут быть проблемы и с речевым развитием.
В работе над мелкой моторикой используются специальные упражнения. Помимо специальных упражнений, развитию моторики способствуют занятия по лепке, рисованию, конструированию и т.п.
Упражнения с предметами представляют не меньшую ценность. Манипулируя предметами, ребёнок развивает двигательную функцию рук. Здесь можно использовать палочки, мячи, некоторые бытовые предметы.
Правила выполнения упражнений
- Упражнения нужно выполнять каждый день по 10 минут.
- Нужно следить за тем, насколько правильно произносится звук.
- Говорить нужно спокойно.
- Лучше говорить слово или фразу на выдохе.
- В конце каждого предложения нужно делать паузу.
- Следует делать логические ударения.
Родители должны помогать ребёнку в выполнении того или иного упражнения, следить за правильностью его выполнения. Ни в коем случае нельзя перебивать ребёнка, пытаясь его исправить. Малыш не сразу, но научится правильному выполнению упражнения. Родители же могут помочь ему, создав в семье благоприятные условия для общения, расширяя кругозор ребёнка, говоря с ним чётко и правильно, превращая скучные упражнения в игру, используя наглядный материал, поощряя похвалой за достижения.
Для каждого возрастного периода существуют различные упражнения. Немного обозначим их.
Ребёнок до 2 лет. В этом возрасте ребёнок знакомится с ладонью и пальчиками. Можно научить его выполнять простые движения или фигуру из пальцев. Прежде чем переходить непосредственно к упражнениям, нужно почитать потешку, стихотворение, посмотреть картинки.
Ребёнок до 3 лет. Можно включать упражнения, в которые входят активные движения пальцами, выполнять различные простые фигурки, включать задания, которые требуют работы двух рук. Перед началом занятия можно просмотреть с ребёнком картинки животных, выделить особенности каждого животного (как мычит корова, какие ушки у зайчика и т.д.). Затем следует показать ребёнку, как правильно выполнить ту или иную фигуру, помочь зафиксировать пальчики.
Ребёнок до 4 лет. В этом возрасте можно попросить ребёнка выполнить фигурку животного сначала одной рукой, затем другой и, наконец, двумя руками. Можно начинать разучивать стихотворение или потешку.
Ребёнок до 5 лет. Ребёнок может выполнять разные фигурки и движения обеими руками. Здесь важно обращать внимание на положение пальчиков.
Ребёнок до 6 лет. В этом возрасте ребёнок уже должен относительно легко показывать различные действия и фигурки из пальчиков. При этом он сам рассказывает заученные потешки. Важно обращать внимание на то, насколько правильно составлены фигурки и скоординированы движения рук и пальцев.