«Связь речи и мелкой моторики рук»

         Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребёнок на определённых этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.
      Эту взаимосвязь можно рассмотреть на примере эволюционного развития человека. Наши древние предки ещё не владели речью, а выкрикивали отдельные звуки, сопровождая их жестами. Со временем движения рук становились всё более точными, а соответственно увеличивалась, развивалась область головного мозга, отвечающая за движение рук. Вместе с моторикой развивалась и речь. Точно так же происходит развитие моторики и речи у ребёнка. Сначала движение рук, потом речь. Моторика является своего рода фундаментом для развития речи.

      Таким образом, совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев.
      Если у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнять задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе.
      Для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики, можно попросить ребёнка показать один, два, затем три пальца. При этом ребёнку нужно показать, как это делать, а он должен повторить. Если пальцы дошкольника напряжены и ребёнок не может показать их по отдельности, то это означает, что у него плохо развита мелкая моторика рук, следовательно, могут быть проблемы и с речевым развитием.
      В работе над мелкой моторикой используются специальные упражнения. Помимо специальных упражнений, развитию моторики способствуют занятия по лепке, рисованию, конструированию и т.п.
      Упражнения с предметами представляют не меньшую ценность. Манипулируя предметами, ребёнок развивает двигательную функцию рук. Здесь можно использовать палочки, мячи, некоторые бытовые предметы.

Правила выполнения упражнений

  1. Упражнения нужно выполнять каждый день по 10 минут.
  2. Нужно следить за тем, насколько правильно произносится звук.
  3. Говорить нужно спокойно.
  4. Лучше говорить слово или фразу на выдохе.
  5. В конце каждого предложения нужно делать паузу.
  6. Следует делать логические ударения.

         Родители должны помогать ребёнку в выполнении того или иного упражнения, следить за правильностью его выполнения. Ни в коем случае нельзя перебивать ребёнка, пытаясь его исправить. Малыш не сразу, но научится правильному выполнению упражнения. Родители же могут помочь ему, создав в семье благоприятные условия для общения, расширяя кругозор ребёнка, говоря с ним чётко и правильно, превращая скучные упражнения в игру, используя наглядный материал, поощряя похвалой за достижения.
Для каждого возрастного периода существуют различные упражнения. Немного обозначим их.

Ребёнок до 2 лет. В этом возрасте ребёнок знакомится с ладонью и пальчиками. Можно научить его выполнять простые движения или фигуру из пальцев. Прежде чем переходить непосредственно к упражнениям, нужно почитать потешку, стихотворение, посмотреть картинки.

Ребёнок до 3 лет. Можно включать упражнения, в которые входят активные движения пальцами, выполнять различные простые фигурки, включать задания, которые требуют работы двух рук. Перед началом занятия можно просмотреть с ребёнком картинки животных, выделить особенности каждого животного (как мычит корова, какие ушки у зайчика и т.д.). Затем следует показать ребёнку, как правильно выполнить ту или иную фигуру, помочь зафиксировать пальчики.

Ребёнок до 4 лет. В этом возрасте можно попросить ребёнка выполнить фигурку животного сначала одной рукой, затем другой и, наконец, двумя руками. Можно начинать разучивать стихотворение или потешку.

Ребёнок до 5 лет. Ребёнок может выполнять разные фигурки и движения обеими руками. Здесь важно обращать внимание на положение пальчиков.

Ребёнок до 6 лет. В этом возрасте ребёнок уже должен относительно легко показывать различные действия и фигурки из пальчиков. При этом он сам рассказывает заученные потешки. Важно обращать внимание на то, насколько правильно составлены фигурки и скоординированы движения рук и пальцев.

Страница обновлена 24.08.2019