Родительское собрание
«Подготовка детей к школе»
(старшая разновозрастная группа)

Тема: «Подготовка детей к школе».

Присутствовало: 10 человек.

Приглашённые: музыкальный руководитель Гузанова И.Н.

Повестка:

  • «Физическая готовность к школе».
  • «Психологическая готовность к школе».
  • «Нравственная готовность к школе».
  • «Интеллектуальная готовность к школе».
  • Выступление музыкального руководителя.
  • Индивидуальные консультации.

Решение родительского собрания:

  •   Помочь своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
  • Приучать ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  • Не пугать ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Научить ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  • Помочь ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  • Приучать ребёнка к самостоятельности.
  • Учить ребёнка чувствовать и удивляться, поощрять его любознательность.
  • Стремиться сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

Цель:

  • ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе;
  • оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

Предварительная работа:

  • задать детям вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу и почему?», записать ответы на диктофон;
  • подготовка информационного стенда для родителей «Первый раз в первый класс».

Материал и оборудование:         ноутбук, проектор, колонки, видео с ответами детей на вопрос «Хочешь ли ты идти в школу и почему?»

Ход собрания

  •   Введение.

      Как часто на глаза попадаются объявления: «Интенсивная подготовка к школе», «Ускоренное интеллектуальное развитие», «Научим читать, писать, владеть несколькими языками» и т.п. Неужели это всё про нашего кроху-дошкольника, якобы для него и ради него? Этого требует школа? Или мы сами хотим лучше и качественнее подготовить ребёнка к школе?
Вопросы родителям:
-  Что означает готовность ребёнка к школе?
- А ваш ребёнок готов к школе?
      Одна молодая мама, узнав, что ребёнок подруги (ему было 5 лет) начал читать, быстро набрала всевозможные азбуки и буквари и начала учить свою девочку читать. Та никак не могла оторваться от кукол, ей была совершенно неинтересна азбука, но мама упорно усаживала её каждый вечер за стол, раскладывая перед ней пособия. Если девочка не могла и не или не хотела усваивать определённый цикл знаний, то мама ругалась, называя её бездарной и бестолковой.
Вопрос родителям:
- Знакома вам эта ситуация.
      Такое бывает часто. Уж очень мы хотим видеть наше обожаемое дитя умным, развитым не по годам и никогда не задумываемся, что даём детям неимоверную нагрузку, несвоевременные знания. А ведь неправильными действиями, неумелыми приёмами можно навсегда лишить маленького человека желания учиться. Если у ребёнка нет такого желания, это говорит о его неготовности к обучению в школе.
      Готовность или неготовность ребёнка к школе – не только педагогические недоработки, но часто разные темпы созревания детского организма. Путь развития каждого ребёнка разный, поэтому к школьному порогу дети приходят с разным багажом знаний и умений.
      Пройдёт немного времени, и каждый из них научится и читать, и писать, но к моменту поступления в школу важно иметь не сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть быть готовым к обучению. Именно это надо обращать внимание в первую очередь.

  •     Физическая готовность к школе.

     Очень важно, чтобы ваш ребёнок был физически готов к школе. Говоря о физической готовности ребёнка к школьному обучению, мы имеем в виду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребёнка, необходимую для начала школьного обучения. Ребёнок должен быть достаточно хорошо развит физически (то есть все параметры его развития не должны иметь отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережать её).
      Следует также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному воспитанию к концу дошкольного возраста у ребёнка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справляться с новыми учебными нагрузками.

  •     Психологическая готовность к школе.

Вопрос родителям:
- Что включает психологическая готовность к школе?
      Психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в желании ребёнка учиться, умении преодолевать препятствия, управлять своим поведением, установлении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сформированности таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. На этом этапе развития дошкольника происходит борьба между «надо» и «хочу». И желательно, чтобы «надо» перебороло «хочу». Расскажите ребёнку о том, что желаниями можно и нужно руководить. Потренируйтесь с ним «хотеть и не хотеть» - это поможет ему в жизни.
      Психологическая готовность ребёнка к школе предполагает сформированность памяти, внимания, мышления, познавательной активности, познавательных интересов. Всё начинается с семьи. Обратите внимание на то, как быстро малыш запоминает стихотворения, небольшие тексты, внимателен ли он, развито ли у него мышление, в том числе и логическое.
      Обратите внимание на то, что часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться – результат родительских просчётов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.
Постарайтесь научить ребёнка не бояться трудностей. Расскажите ему, что трудное порой бывает очень интересным и познавательным.

  •     Нравственная готовность к школе.

Вопрос родителям:
- Что ещё нужно для подготовки ребёнка к школе?
      Вот мы и пришли сообща к выводу, что будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать вопросы взрослым и товарищам. Ребёнок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Научиться всему этому помогают строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия взрослых. Так что, родители, вы должны заранее об этом позаботиться.
      А ещё правильно расставьте приоритеты: точно решите, что дошкольник должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить, а чего нельзя. И придерживайтесь своих требований неукоснительно, не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребёнок поймёт, что круг ваших требований для него обязателен, требования неизменны, их надо выполнять.
      Чем старше ребёнок, те внимательнее он следит за постоянством и обоснованностью предъявляемых к ему требований. И. если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой.
      При подготовке к школе ребёнку важно знать, для чего он должен научиться читать, писать, считать. Если цель временная (получение хороших оценок, одобрение взрослого), то желание ребёнка тоже временное. Если же цель продолжительная (стать умнее, научиться чему-либо, достичь чего-либо), то и желание будет превращаться в жизненную цель.

  •     Интеллектуальная готовность к школе.

     Осталось только подготовить ребёнка к школе интеллектуально. Многие родители считают, то именно это является главной составляющей в подготовке к школе, а основа её – обучение детей навыкам письма, чтения, счёта. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ваших ошибок при подготовке детей к школе.
      В последние несколько десятилетий мы наблюдаем повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Ребёнок, рано научившийся читать, обычно для родителей предмет гордости. В обществе сформировался определённый социальный заказ – обучить чтению. На это среагировали многие детские сады, коммерческие структуры. Оказалось, что на этом можно заработать деньги. Однако мы часто слышим от родителей и педагогов сетование на то, что школьники не любят читать. Число детей, у которых нет интереса к чтению, растёт. Возникает парадокс: начинаем учить читать всё раньше и раньше, а любителей книги всё меньше и меньше. Некоторые винят телевидение и компьютеры. Тем не менее этот феномен имеет более серьёзные причины. Самая главная – неготовность детей к раннему обучению.
      Настаивая на возможно более раннем обучении грамоте, родители часто ссылаются на то, что дети сами проявляют живой интерес к письменности, но так они проявляют интерес ко многому их окружающему. Более того, начинать обучение грамоте с букв – всё равно что давать в руки любой опасный предмет. Знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.
      Буква – это знак звука. Точно так же цифра – знак числа. Дошкольнику необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, цифры, буквы), которые замещают реальные предметы (не обязательно считать машины в гараже, можно обозначить их палочками). Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, и у детей возникает та самая знаковая функция сознания, о которой мы вами говорим. Эти символы помогают перейти к буквенному периоду обучения, но сначала звуковой анализ слова – когда дети сознательно, намеренно определяют место звука в слове.
      Этап добуквенного обучения грамоте требует много времени и сил. Его не следует стремиться сократить – ведь от этого этапа зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Ребёнок с удовольствием обнаруживает, что речь строится из звуков.
      Сейчас, когда вашему ребёнку ещё нет семи лет, приложите все старания для того, чтобы развить, укрепить его руку и пальчики. Ведь рука так много будет работать в школе. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, шитьё помогут в этом.
      Систему знаний ребёнку предстоит усвоить при помощи речи. Поэтому обратите внимание на речь сына или дочери, в первую очередь на:

  • правильность произношения звуков;
  • умение различать звуки на слух;
  • владение элементарными навыками звукового анализа слов;
  • словарный запас ребёнка (примерно 2000 слов);
  • грамматически правильный строй речи;
  • умение пересказывать тексты;
  • умение отвечать на вопросы и задавать их.

Вопрос родителям:
- Как вы должны поступать, чтобы ваш ребёнок правильно развивался, получал необходимое количество информации?
      Все дети очень любознательны, их интересует всё новое, они задают много вопросов, порой рассудительны не по годам. Как важно нам, взрослым, не погасить эту искорку интереса к окружающему, неизвестному миру, а поддержать её своим живым участием. Потому рассказывайте своему ребёнку интересные истории, читайте познавательную литературу, объясняйте различные явления природы, которые привлекают его внимание. Это способствует расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов.
      Также рассказывайте ребёнку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми он овладеет в школе. Всё это вызовет желание учиться, сформирует положительное отношение к школе.
      Основной задачей детского сада остаётся нормальное физическое и психическое развитие ребёнка, которое мы осуществляем через многообразие детской деятельности. И мы считаем, что натаскивание детей перед школой, ускорение их взросления – система губительная, даже если она реализуется в благопристойной игровой форме.
      И не забывайте, что даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. Дошкольнику по-прежнему нужны мама, её любовь, ласка, помощь и совет. Ему также хочется погулять с детьми во дворе, поиграть с любимыми игрушками, посмотреть мультфильмы.
      Пока ещё есть время, пусть ваш ребёнок больше общается с детьми, играет в игры с правилами, больше рисует, конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, кубики. Не ограничивайте деятельность малыша запретами, а направляйте её в нужное русло. Так он быстрее приготовится к учебной деятельности
      Задавайте ребёнку как можно больше вопросов. Не давайте ему готовых ответов, потому что они убивают стремление к познанию.
Приобретите кубики с буквами, цифрами, дидактические тетради, но не заставляйте ребёнка заниматься по ним, как на уроке, - выполняйте задания вместе.
А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.

  •   Видео с ответами детей.

- А сейчас я предлагаю вашему вниманию видео с ответами детей на вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу и почему?». Надеюсь, что, просмотрев это видео, каждый из вас сделает выводы о том, над чем ещё надо поработать с ребёнком, пока есть время.

  •  Выступление музыкального руководителя. 
    Заключение.

- Родительское собрание мне хочется закончить стихотворением А.Лопатиной:

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научиться слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всём на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

- Спасибо за внимание! До новых встреч.

Страница обновлена 23.08.2019