Рекомендации для родителей
по преодолению затруднений, возникающих в ходе проведения сенсорных игр

     Во время проведения сенсорных игр возможно возникновение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.
      Если ребёнок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребёнку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребёнком, «введите» в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребёнка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре.
      Помните, что ребёнка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление произведёт на ребёнка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность — предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребёнка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
Понравившаяся ребёнку игра потребует повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь — ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.

      Учитывайте, что произвольное внимание ребёнка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не осложняйте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свёрнуты — например, на «грядку» «посажены» всего два «помидорчика», а кукольный «обед» длится всего пару минут. Главная задача на данном этапе — с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
Во время игры ребёнок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребёнок (с соблюдением интонации). Такая форма общения — своеобразная «перекличка» — даст ребёнку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большое доверие к вам.
      Если ребёнок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти возможность это желание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации), либо предложите заменитель желаемого. Например, вместо таблеток для кукольной аптечки подойдут безвредные конфетки-горошки. Однако часто это бывает непросто, т.к. желание оказывается необычным или опасным для ребёнка. К тому же можно встретить возражения родителей: «Нельзя потакать ребёнку во всем». Но не следует забывать, что в этот момент ребёнок по-настоящему страдает от неудовлетворённости своего желания. К тому же особенности его психики не позволяют быстро переключиться, забыть о своем желании, а объяснения и порицания не достигают своей цели. В этом случае перед взрослыми стоит трудная и серьёзная задача — найти социально адекватный способ разрешения ситуации. В любом случае, недопустимо просто отмахнуться от настойчивых просьб ребёнка. Ведь желание захватывает его целиком, и он не успокоится, пока не получит желаемое. При этом ребёнок не понимает, «почему нельзя».
      Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребёнка, вашей фантазии. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребёнок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.
      Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребёнок начнёт воспроизводить в многократно усиленной, а порой — неадекватной форме. Например, ребёнок стучит по стеклу со всей силой, с помощью огня свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь ребёнка от подобных экспериментов не получается. Позвольте ребёнку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на стереотипную игру.

     Итак, описанные варианты игр, дают ребёнку новые сенсорные ощущения и разнообразные положительные эмоциональные впечатления. Во всех вариантах приведены возможные пути расширения игры в дальнейшем. Такое развитие игры происходит либо посредством разнообразия впечатлений (например, использования различных материалов), либо путём введения сюжетной линии. Первый путь имеет количественный характер, второй вносит качественное новообразование в развитие ребёнка — даёт возможность развития зачатков сюжетно-ролевой игры.

Страница обновлена 24.08.2019