«Развитие цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные дидактические игры»
Дошкольное образование является в нашей стране первой ступенью в системе образования. Именно в этот период необходимо заложить основы всего того, что понадобится ребёнку для успешного обучения в детском саду, школе и в целом для дальнейшей жизни.
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас: красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт окружающий мир, исследуя всё происходящее вокруг. Именно поэтому в этот период следует начинать сенсорное развитие ребёнка. Это прежде всего развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Для развития сенсорных способностей ребёнка важно чтобы окружающий мир был обогащён развивающей предметной средой; правильно подобраны пособия и игры, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные и слуховые ощущения. Недаром говорят, что ранний возраст – «золотая пора» развития сенсорики у детей. Именно мы, взрослые, должны создать условия для разностороннего развития личности. Главными помощниками для педагогов и родителей в этом обучающем процессе являются дидактические игры, занимающие важнейшее место в жизни самого ребёнка. Они помогают ребёнку научиться наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Особое внимание хочется уделить вопросу развития чувства цвета у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных дидактических игр, сделанных своими руками из бросового материала, так как цвет – одно из наиболее глубоких и красочных выразительных средств. Цвет – это яркая сторона детства! И это действительно так. Он оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет может оказаться и раздражителем, если мы педагоги вместе с родителями не откроем его детям; не научим видеть в предметах цветовое разнообразие. Используя карандаши и краски, дети могут передавать своё отношение к происходящему, чувства, переживания; начинают замечать красоту окружающего мира. Главное и необходимое условие для нас – родителей и педагогов – это систематически и последовательно знакомить детей дошкольного возраста с цветом окружающих предметов и явлений; чтобы они могли свободно ориентироваться в цветовом богатстве, и использовать всю цветовую палитру в своем изобразительном творчестве. Как уже было отмечено раннее, цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Ребёнок и цвет – вещи взаимосвязанные, поэтому цвет для ребёнка – особая «палочка-выручалочка» в любых ситуациях. Всё это побудило использовать цветотерапию, как оригинальный метод для работы с детьми в дошкольных учреждениях.
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, поэтому весь обучающий процесс строиться на основе игры.
Существуют традиционные дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные), т.е. купленные в магазине; и нетрадиционные (игры-тренажёры), сделанные своими руками из бросового материала, а это: пробки от пластиковых бутылок; разного размера «петельки» от бутылок из-под растительного масла; шнурки; ленты-липучки; атласные ленты; куски ткани, линолеума и т.д.; предназначенные в первую очередь для развития мелкой моторики руки ребёнка, а также для знакомства с сенсорными эталонами: величина, форма, цвет.
Сегодня в ассортименте магазинов предоставлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей 2-3 лет, родители часто сталкиваются с рядом проблем: несоответствие данной игрушки возрасту ребёнка; направленности какой хотелось бы родителям, а также цены, как правило на такие игрушки часто доступны не всем родителям. А ведь одной игры для малыша мало, ему нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно сделать в домашних условиях серию простых, доступных и интересных развивающих игр своими руками, затратив на это совсем немного времени и средств. Сейчас семейные поделки стали редкостью, а раньше это было хорошим и полезным времяпрепровождением для многих семей.
Рассмотрим некоторые варианты игр на развитие чувства цвета, которые можно сделать родителям вместе со своими детьми, а потом обыграть их в повседневной жизни. И вы увидите, дорогие родители, с каким вниманием, любовью и благодарностью малыши будут заниматься этим увлекательным делом вместе с вами. И всё это пойдёт только на пользу вашему малышу!
«Сенсорная клавиатура»
Цели:
- учить различать цвета, геометрическую форму;
- развивать внимание, память, тактильные ощущения.
Материал: старая клавиатура.
Наклеить из самоклейки разноцветные квадратики, круги; крупу.
«Подбери зонтик к капельке»
Цель:
- упражнять детей в сопоставлении, сравнении по цвету, выделении и назывании цвета предмета.
Материал: картонные карточки с рисунками зонтиков и капелек соответствующих цветов.
«Укрась бабочку»
Цели:
- учить различать цвета;
- развивать моторику рук путём откручивания и закручивания крышек от пластиковых бутылок.
Материал: куски линолеума; самоклейка, горлышко от бутылок из-под сока, крышки, картинка бабочки.
Игры с прищепками
Цели:
- закрепить знание основных цветов;
- развивать моторику рук.
Материал: разноцветные бельевые прищепки; картонные силуэты солнца, рыбки, ёлки, домика тучки, зайчика и т.д.
«Сухой бассейн»
Цели:
- упражнять в цветоразличении;
- развивать моторику рук.
Материал: небольшой таз, наполненный разноцветными крышками от пластиковых бутылок или шариками.
«Сухой дождь»
Цель:
- учить различать тёплые и холодные оттенки цвета.
Материал: разноцветные атласные ленты, прикреплённые к обручу или шатёр из лент.
«Кто в домике живёт?»
Цели:
- закреплять основные цвета;
- учить распределять предметы в соответствии с цветом домика.
Материал: картонные силуэты разноцветных домиков, предметы-картинки тех же цветов.
«Цветик-семицветик»
Цели:
- расширять представления детей о последовательности цветов в радуге;
- помочь запомнить эти цвета.
Материал: силуэт цветка из куска линолеума или из картона.
«Гномики»
Цель:
- формировать умение обследовать предметы (гномики), выделяя цвет их одежды: шарфиков, шапочек.
Материал: пустые бутыли из-под молока.
Наклеить глаза, разноцветную одежду
«Весёлые червячки»
Цели:
- учить различать цвета;
- создавать радостное настроение.
Материал: старые детские цветные носки.
Наклеить из бумаги глаза, нос язык.
Это – червячок Кузьма.
В гости к нам пришёл не зря,
У него большие глазки,
И улыбка хоть куда.
Отгадает без подсказки
Червячок Кузьма все сказки.
Поиграть он с вами рад.
Рассмешит всех он ребят!
«Достань предмет из воды»
Цель:
- учить малыша вылавливать предметы из воды и перекладывать их в стаканчик определённого цвета;
- развивать координацию движений, мелкую моторику.
Материал: тазик с водой, предметы и стаканчики разных цветов.