«О пользе пазлов и составных картинок»

         Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных паззлов, составных картинок. Цель головоломок — собрать целое изображение из отдельных частей. Составные картинки бывают разного уровня сложности. Можно выделить четыре их вида:

  1. Картинки-вкладыши
  2. Разрезные картинки
  3. Кубики с изображениями
  4. Паззлы

         Первые три категории уже стали «классической», а вот паззлы появились в нашей стране совсем недавно и с каждым годом приобретают всё большую популярность. Давайте рассмотрим подробно каждую из категорий.

Картинки-вкладыши

     Они эффективны в становлении и развитии наглядно-образного мышления. Развивают внимание, речь, логическое мышление, моторику рук, фантазию. Знакомят с геометрическими формами, понятиями величины, цвета, части и целого. Это картинки с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить их на свои места. Самый простой вариант, когда вырезанный элемент имеет ровные края и изображённый рисунок симметричен, например, круг и изображённое на нём солнышко. Потом можно предложить картинку с ровными краями, а вот изображение на нём несимметрично, например, цыплёнок, изображённый на квадрате. Затем можно предложить вкладыши, в которых вырезанные элементы являются частью образа. Отличная игра — вкладыши с подслоем. Например, «Дом». Под вкладышами нарисовано внутреннее устройство дома. Под каждым находится какая-нибудь комната: ванная, детская, кухня, под крышей — чердак…

Разрезные картинки

     Уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков и усидчивости. Закладываются основы комбинирования, синтезирования целого из деталей. Идёт активное развитие речи, эмоциональной сферы, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия. Картинки, разрезанные по прямым (в большинстве случаев) линиям. С самыми простыми разрезными картинками (изображён крупный предмет и поделён на две части) можно начинать заниматься с 1,5 лет. Со временем можно усложнять задания, предлагая картинки, состоящие из большего числа деталей. На первых этапах, если малыш не справляется, помогите: соберите картинки сами, расскажите, что на них изображено, задавайте в процессе вопросы, загадывайте загадки про предметы. Предложите ребёнку дособирать почти готовую картинку, добавив одну деталь, с каждым разом усложняйте задание — две детали, три…

Кубики с изображениями

     Развивается наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика.
Кубики — любимая практически всеми малышами игра. Можно начинать занятия с двух лет. С помощью кубиков можете познакомить ребёнка с разными понятиями. Например, на дно коробочки вложите рисунок образец с изображением яблока. Попросите ребёнка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки получается рисунок, а вы рассказываете, что такое яблоки, где они растут, что из них готовят... Попросите ребёнка сложить рисунок без использования картинки образца. Комментируйте действия ребёнка: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый, — развивая умение ориентироваться.

Паззлы

     Развивают воображение, логическое мышление, мелкую моторику, внимание, целостность восприятия.
     От перечисленных выше разрезных картинок паззлы отличаются тем, что имеют кривую линию соединения деталей. Поэтому нужно сопоставить форму одной детали с формами соседних деталей. Начинать собирать паззлы можно с 3,5-4 лет. Стоит учесть интерес ребёнка и сложность паззлов. Сначала выберите те, которые включают небольшое число крупных деталей. Постепенно можно усложнять игру, увеличивая количество деталей и уменьшая из размер. Предметы, изображённые на паззлах, должны быть знакомы ребёнку. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, мультяшный герой. Первый раз необходимо будет самим собрать картинку, а потом убрать 2-3 детали и сказать ребёнку: «Я собрала картинку. Но подул сильный ветер и несколько деталей улетело. Помоги мне её собрать снова!»

Страница обновлена 24.08.2019