«Нравственное воспитание дошкольников»

     Опросы, проведённые среди родителей, показывают, что до 2-2,5 лет большинство из них не считают провинившегося ребёнка виноватым. "О какой вине тут можно говорить? Ведь он не понимает, не может сдержать себя, а раз не может – не виноват" – такова обычная логика рассуждений. Но как проверить: может сдержать или нет? Как уловить ту невидимую грань, до которой ребёнок не может, а после которой может сдержать себя, подавить желание овладеть влекущим предметом, иначе: поступить сознательно, произвольно?
     Поставим ребёнка в определённую ситуацию. Попросим его не смотреть на новую игрушку, которую будем распаковывать у него за спиной. Сколько выдержит? Вот принесли коробку, зашуршала бумага... нет, не выдержал: любопытство одержало верх. Но так поступают не все, значительное число трёхлетних, тем более четырёхлетних смогли выдержать испытание. А это значит: они уже могут контролировать свое поведение, могут вести себя произвольно. Следовательно, способны выполнять и простейшие нравственные нормы.

      Произвольность – важная, но не единственная предпосылка нравственного поступка. Мы знаем: к началу дошкольного возраста у ребёнка формируется речь, развиваются мышление, восприятие, память. Возникают первые представления о простейших нравственных нормах, о добре и зле. Большинство из них ребёнок узнаёт от нас, взрослых. Конечно, не в ходе специальных уроков. Общение, конкретные жизненные ситуации – вот обычный контекст «нравственной педагогики». «Не лги», «не отбирай игрушки у младших», «не обижай слабого», «умей поделиться подарком» – десятки и сотни раз слышит это дошкольник в семье, в детском саду, на улице… Помогают и сказки, книжки, кино: тут люди и звери, растения и предметы воплощают в себе добро и зло, сердечность и жестокость, равнодушие и эгоизм. Немало значит и «социальное научение»: малыш внимательно наблюдает за поведением и отношениями взрослых. Сочувствие, взаимопомощь родителей по отношению друг к другу, так же как и неучтивость и эгоизм – всё вызывает резонанс, всё оставляет след в сознании ребёнка.
      Итак, к началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребёнок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать, а значит несёт личную ответственность за их нарушение. Но именно теперь перед нами встаёт главная задача: как сделать так, чтобы ребёнок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы?
      Проще всего – заставить. Будь честным – получишь награду, обманешь – жди наказания. Награды и наказания бесконечно разнообразны. Подарок, улыбка, слово одобрения, выразительный взгляд, интонации голоса, ласка или её отсутствие – всё может служить средством награды и наказания. Можно одобрить или наказать прямо, а можно – косвенно, например, сравнив поступок ребёнка с поведением знакомого ему сказочного героя – доброго или злого. Дошкольник ждёт одобрения близких взрослых, страшится наказания и поэтому старается соблюдать нормы и требования. Так возникаем и работает один из главных нравственных мотивов дошкольника – стремление сохранить и упрочить позитивное отношение к нему близких, значимых взрослых. Назовём этот мотив мотивом, ориентированным на внешний, социальный контроль.
         Часто спрашивают: можно ли наказывать малыша? Ну а можно ли обойтись без наказаний? Увы! В реальной жизни не так уж редко встречаются ситуации, когда мы не можем и не должны быть равнодушны, когда надо решительно и быстро сказать ребёнку "нет". И мы прибегаем к наказанию. Каким оно может быть? Тут нет готовых рецептов. Конечно, физическая боль, грубое слово недопустимы. Они травмируют психику ребёнка, нарушают его "базовое доверие" к нам. Дозировка и форма наказания всегда индивидуальны, умение пользоваться ими – особое мастерство. Важно лишь одно, каким бы ни было наказание, оно не должно коснуться духовной нити доверия и любви, связывающей нас с малышом. Не должно унизить его человеческое достоинство.
      Нравственное развитие ребёнка-дошкольника – сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь «вербальную сферу»: ребёнок осваивает нормы «на словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребёнка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растёт контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы. Но в то же самое время развитие сознания ребёнка, усвоение им представлений о добре и зле, соприкасаясь с бескорыстным общением со стороны близких и взрослых, «Высекает искру» нравственности нового типа – нравственности, основанной на потребности ребёнка сохранить и упрочить положительный образ себя; нравственности, свободной от внешнего контроля; нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.
      И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребёнку надёжный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

Страница обновлена 25.08.2019