Консультация для родителей
«Воспитание у детей безопасного поведения на дороге»

        Воспитание у детей безопасного поведения на дороге зависит в полной мере от взрослых, но прежде всего от родителей. И упрощать эту задачу или относиться к ней легкомысленно недопустимо. Чтобы избежать трагедий, родители должны побеспокоиться о формировании у ребёнка правильных программ поведения в разных дорожных ситуациях. Дети, не обученные рациональному поведению в этих условиях н застрахованы от неправильных действий, когда становятся взрослыми и даже садятся за руль. Есть мнение, что гибель в ДТП молодых водителей в значительной степени обусловлена тем, что культуры поведения на дороге и оптимального взаимодействия с другими участниками дорожного движения родители им в детстве не привили.
      Когда и с чего начинать воспитание у ребёнка безопасного поведения на дороге? Понятно, что начинать надо до того, как ребёнок начнёт самостоятельно передвигаться по определённым маршрутам. Первый этап воспитания – подготовительный. Прежде всего сами родители должны изучить маршрут движения ребёнка, выделить в нём опасные участки и определить защитные действия, позволяющие избежать столкновения (взаимодействия) с опасностями. Опасными участками являются: дорога перед переездом, пешеходные переходы – как регулируемые, так и нерегулируемые; места, где дорога плохо просматривается; участки дороги, где необходимо идти по проезжей части; переходы через железную дорогу. Сюда же могут быть отнесены остановки общественного транспорта, стоянки автомобилей, откуда они выезжают и др.   

     Второй этап – собственное обучение. На данном этапе важно добиться, чтобы обучение опиралось на желание ребёнка усвоить основы безопасного поведения на дороге. То есть у ребёнка необходимо вызвать интерес к обучению. Поэтому рассказ должен включать информацию об опасностях передвижения по дороге, последствиях неправильного поведения (без запугивания) и необходимости соблюдения дополнительных мер безопасности, чтобы избежать участия в ДТП. Далее подробно излагаются основные вопросы Правил дорожного движения (разметка дорог, сигналы светофора, порядок перехода дорог и т.д.) с освещением их (правил) необходимости. И конечно, рассказывать обо всём надо просто, понятно и обязательно убедиться, что ребёнок всё понял. Именно понял, а не зазубрил текст. Если понял, принял то, о чём его предупредили, можно быть уверенными, что у ребёнка сформируются правильные механизмы психической регуляции своего поведения.

      После теории переходят к практическому обучению на маршруте. При движении по маршруту следует показать ребёнку разметку, работу светофора, рассказать об опасностях (а если есть возможность, то и показать их) на каждом участке и продемонстрировать приёмы правильного (безопасного) поведения. Целесообразно спрашивать ребёнка, почему следует вести себя так, а не иначе. Например, после загорания зелёного сигнала светофора сразу движение начинать нельзя. Почему? Ребёнок должен ответить, что сначала необходимо убедиться, что автомобили на пересекаемой дороге отсутствуют или все остановились. Или спросить, почему опасно без оглядки переходить дорогу, если ближайший автомобиль (например, фура) остановился. Ребёнок должен дать правильный ответ: не видно, что происходит в следующих рядах. Или почему автобус и троллейбус нельзя обходить ни сзади, ни спереди. А кстати, и трамвай тоже. Объяснить своему взрослеющему чаду. В чём заключается опасность перехода дороги с плеером в ушах или разговором по мобильнику. Эти два действия не связаны с переходом дороги и отвлекают от внимательного контроля за ситуацией на ней, за поведением транспортных средств, что крайне небезопасно.
     Важно, чтобы ребёнок осознал три правила. Первое: полагаться на то, что с ним никогда и ничего не случится, нельзя. Необходимо предвидеть опасность и принимать упреждающие меры, чтобы с ней не столкнуться. Второе: ни один шаг не должен быть сделан без полного владения ситуацией и без убеждённости в его безопасности. Третье: никогда не передавать заботу о собственной жизни в чужие руки, считая, что водители всегда увидят и остановятся или что друг, с которым идёшь рядом, всё контролирует.
      Третий этап – контрольный, заключается в том, что ребёнок на маршруте всё сделает самостоятельно под присмотром родителя. Родителям необходимо убедиться, что ребёнок всё усвоил и ведёт себя правильно. Или – есть вопросы, которые необходимо с ним отработать.
Негативные результаты в решении обсуждаемой проблемы в первую очередь связаны с непониманием её и неверным отношением к ней родителей. И здесь возможен ряд ошибок, о которых следует знать и делать всё возможное, чтобы их избежать, а уж тем более не повторять.
Ошибки, как правило, обусловлены:

  • непониманием истинной опасности, которую несёт дорога (родителей одолевают мысли: «С нами ничего не случилось и с ребёнком ничего не произойдёт»);
  • самоустранением от воспитательной работы с детьми по вопросам безопасности дорожного движения и возложением всей ответственности на детский сад и школу. (Часто многие родители: «Нам некогда, пусть в саду (школе) учат»);
  • низким качеством воспитательной работы по вопросам безопасности дорожного движения из-за невладения психолого-педагогическими знаниями;
  • неправильным применением воспитательных инструментов (родители говорят и показывают одно, а в жизни и в присутствии ребёнка действуют по-другому);
  • неучитыванием особенностей своего ребёнка при воспитании.

     В заключение ещё раз подчеркнём, что формирование у ребёнка правильного поведения на дороге в современных условиях – гарантия его здорового и счастливого детства.

Страница обновлена 23.08.2019