«Чтобы адаптация в детском саду прошла легко»

«…Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка…»
В. А. Сухомлинский

     Адаптационный период – один из самых сложных в жизни малыша. Без всякой предварительной подготовки его приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых, в новой для него обстановке. В его жизни никогда подобного не было, он ничего не может понять, осознать. Его страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, в незнакомой обстановке трудно ориентироваться. Проявляется инстинкт самосохранения. Он горько рыдает, бунтует, отказывается от помощи незнакомых ему людей, зовёт свою маму и даже пытается убегать.
      Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Примерно так же проходит второй, третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных перегрузок, и ребёнок заболевает.
Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребёнку? Что делать, чтобы адаптация прошла легко у детей? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша.

      В первую очередь необходимо привести в соответствие домашний распорядок для ребёнка с режимом дошкольного учреждения (режим питания, режим дневного сна). Ребёнок должен уметь при поступлении в детский сад правильно держать ложку, самостоятельно и аккуратно есть. Родителям необходимо отучить ребёнка от соски, от бутылочек с молоком, от памперсов, так как они тормозят процесс привыкания к горшку. Ребёнок должен проситься и ходить на горшок.
      Ребёнок, умеющий есть, раздеваться и одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, что положительно скажется на его самочувствии, а самостоятельность ребёнка создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.
      Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон. Сначала ребёнка приводят в группу на 2 часа (в первую неделю). Со второй недели оставляют на обед, а с третьей – на дневной сон, в зависимости от степени адаптации.
      В первые дни посещения можно давать ребёнку его любимую игрушку или книжку, с ней ребёнок будет чувствовать себя более уверенным и защищённым.
Конечно, ребёнку легче будет адаптироваться, если вхождение в детский сад будет постепенным.
      Носителем нового, интересного, увлекательного видится малышу только воспитатель, поэтому в первую очередь ребёнок адаптируется к воспитателю, а затем к детям. Очень важно при адаптации, чтобы отрыв ребёнка от дома и близких был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов. Они берут на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.
      Использование игр и пособий способствует переключению их внимания, отвлечению от тревожащей их проблемы. Кроме того, у детей формируется интерес к детскому саду, желание приходить в него.
      Да, адаптация к новым условиям жизни малыша неизбежна. Но мы, взрослые, в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Страница обновлена 24.08.2019